forpoems - форум самодеятельных стихотворений

поэмы, поэмы муу









..........
...ВАША ТЕМА НИЖЕ!.....>>А вот форум-подвал автора..(ссылка)






                                

    Как оценить стихотворение? Владимир Юденко

    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   12th Декабрь 2018, 11:10

    Как оценить стихотворение? Владимир Юденко 4411

    Как оценить стихотворение?

    Владимир Юденко
    https://www.stihi.ru/avtor/runo7
                 
        Вначале приведу пример с двумя картинами на одну тему. В жюри - случайная подборка из десяти желающих. Вполне может получиться так, что они (в подавляющем большинстве) предпочтут более чётко выраженный пейзаж. Но вот незадача: ими выбранное художество оценивается в тысячу раз меньше - поскольку другая картина создана известным мастером. А вдруг и новичок лет через сто прославится? Что тогда?

        Со стихами есть аналогия, но не полная. Основное отличие в том, что не надо ждать сто и более лет. Специалист может всего по трём стихотворениям составить довольно точное мнение об авторе. А если вы таковым не являетесь? Какие критерии использовать вам, если вы на прилавке или в Интернете обнаружили произведения неизвестного поэта?
        Советую обратить внимание на следующее:
    - что о нём написано в предисловии (аннотации),
    - есть ли у него жизненный опыт,
    - более всего надо поинтересоваться творческими достижениями,
     которые не должны оцениваться только одним источником орденов
     и медалей, а РАЗНЫМИ институциями мирового сообщества в целом.

        Но в Интернете чаще всего - только имя и фамилия, а то и псевдоним. Тогда посмотрите:
    - список "избранных" авторов (сильный автор выбирает себе
     равных, а не членов своей дворовой команды или организации),
    - поэтому наиболее верный путь - выбирать из списка сильных
     авторов, которые вам уже приглянулись,
    - потом бегло посмотрите список произведений автора, заголовки
     (если там: безграмотность, косноязычие, неадекватность, явное
     нарушение логики и смысла, повторы, строчки классиков в
     искажённом виде - можете не тратить время на чтение).

    То есть заведомо слабых авторов можно не читать вовсе!
    Засорять мозги таким чтивом - очень опасное занятие.

        Но трудности на этом пути не закончились. Ведь даже у гениев не все стихотворения равноценны. И ещё одна особенность, из-за которой усложняется поставленная задача: для адекватного восприятия и понимания поэзии - самому читателю надо иметь достаточно развитую культурно-образовательную матрицу, подразумевающую как минимум начитанность и не только в области отечественной, но и всемирной литературы. Вот чем объясняется очень малая прослойка общества любителей лирики и совсем ничтожная - её творцов.

        Оценка стихотворения после его отбора по тематике (по заголовку, по первым строчкам) осуществляется поэтапно. Примерная схема:
    восприятие формы - вычленение содержания - непосредственно оценка формы и содержания.

        Оценка содержания:
    - новизна образа,
    - необычность трактовки,
    - лаконичность текста,
    - наличие словарного запаса (отсутствие повтора слов, отсутствие
     повтора местоимений, отсутствие штампов и труднопроизносимых  
     словосочетаний),
    - воздействие на эмоции и чувства,
    - заставляет задуматься или переосмыслить.

        Оценка формы:
    - дополняет ли содержание,
    - наличие гармонии с ним,
    - задаёт ли ритмику прочтения,
    - воздействует ли визуально,
    - не главенствует ли.

        Обычно читатель комплексно воспринимает прочитанное и оценивает суммарное воздействие упомянутых признаков на своё сознание, не вычленяя (не выделяя) их никоим образом.
     В заключении приведу своё стихотворение.
         
      ВОЛНУЕТ СЕРДЦЕ, ПРОБУЖДАЕТ РАЗУМ

    Искусство,
    осенённое талантом,-
    огню подобно, греющему тело,
    когда так зябко,
    что не гнутся пальцы,
    а веки тяжелеют, как от сна.

    И вот оно -
    отогревает душу,
    волнует сердце,
    пробуждает разум!
    Искусство,
    окрылённое надеждой, -
    есть слово,
    от которого
    светло.

    2008

        Более подробную информацию можно почерпнуть из моих статей,
    приведённых в списке литературы, обозначенном ниже.

                   Л И Т Е Р А Т У Р А

    1. Эссе о содержательности стиха. Картина в раме.
                   proza.ru/2006/11/06-11
    2. Зачем нужна поэзия?
                   stihi.ru/2009/10/14/63
    3. Развитие русского языка и культуры речи. "Проза.ру".
    4. Иосиф Бродский и мыши... Очерк.
                   stihi.ru/2009/10/17/3292
    5. Отношение к русскому языку. Итоги эксперимента. "Проза.ру".
    6. Ошибся ли Пушкин? Эссе о современном верлибре. "Проза.ру".
                   proza.ru/2006/05/04-289
    7. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
                   proza.ru/2010/04/13/669

        ***   Упомянутую литературу легко найти через поисковик.

     2009


    © Copyright: Владимир Юденко, 2009


    Счётчики читателей         












    .



    мой сотовый телефон для связи 8-906-517-18-59
    .
    --------------------------------------------------