forpoems - форум самодеятельных стихотворений

поэмы, поэмы муу









..........
...ВАША ТЕМА НИЖЕ!.....>>А вот форум-подвал автора..(ссылка)






                                

    Теоретические основы стихосложения. Лекция ((Смирнов Виктор(

    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2019, 11:47

    Теоретические основы стихосложения. Лекция ((Смирнов Виктор( 1970


    Теоретические основы стихосложения. Лекция
    Смирнов Виктор




    СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

    Вступительное слово

    Отличие стихотворения от прозаического произведения

    МЕТРИКА
    Односложный метр
    2-сложные метры
    3-сложные метры
    4-сложные метры и пятисложник Кольцова
    Анакруза (начало) и клаузула (окончание) стиха
    Размер строк
    Итоги
    Метрически неправильные стихотворения
    Верлибр

    РИФМА

    СТРОФИКА
    О длине строф в стихотворении
    Четверостишия
    О количестве строф в стихотворении
    О нестрофичных стихотворениях

    КЛАССИФИКАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
    Общая классификация
    Классификация ритмических стихотворений
    Классификация полиразмерных стихотворений
    Классификация рифмованных стихотворений
    Классификация строфических стихотворений

    ИТОГОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРАВИЛА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ










    Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Е   О С Н О В Ы   С Т И Х О С Л О Ж Е Н И Я


    (2015 г.)


    живая ЛЕКЦИЯ


    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИКТОВОЙ ТЕОРИИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ


    Вступительное слово

    Ну вот, все поэты в сборе, я смотрю… Наверное, можно начинать наше общение на очень каверзную тему, которая называется теорией стихосложения. Почему она каверзная, вы поймёте позже. Но прежде хочу всех предостеречь, уже в миллионный раз. Ваш покорный слуга, которому давно пора на пенсию, устал повторять, что он читает лекции не о поэзии, а о технической части поэтики, то есть о том, как правильно создавать стихотворения. Ага, чувствуете теперь различие между поэзией и стихами? То-то и оно... Поэзия, дорогие мои, - это возвышенность, в некоторой степени отрешенность от нашей бытовой реальности. Женщина обед приготовит, пол помоет, белье постирает, пыль протрёт, устанет. А потом фильм посмотрит про любовь, в социальных сетях фотографии красивые посмотрит, в кафе с подругами посидит, послушает приятную музыку – и глядишь, настроение получше стало, можно трудиться дальше. Для этого поэзия и существует.

    Это понятие - поэзия - применимо к любой области творчества. И в архитектуре может быть много поэтического, и в стилистике, и даже в инженерии. А уж в литературных жанрах – и подавно.

    Архитектор, проектирующий великолепные здания и мосты, чем не поэт? Очень даже. А автомобили, которые заполонили наши замечательные города? Их придумали тоже поэты, между прочим, только более приземленные. Хотя не обязательно. Всё, что красиво и возвышенно, мы называем поэзией, да? А теперь поразмыслите, можно ли отнести к этой категории произведение отечественного автопрома?.. Вон, под окном стоит моя развалюха, посмотрите.


    Отличие стихотворения от прозаического произведения

    Вот как вы думаете, в чём заключается отличие прозы от стихов? Именно от стихов, заметьте. Не от поэзии. Ну, кто мне скажет? А всё очень просто. Письменная стихотворная речь отличается от письменной прозаической речи только двумя моментами (признаками):

    1) Стихотворения пишутся короткими строками, которые располагаются  относительно друг друга столбиком;

    2) Внутренняя структура стихотворения ритмически упорядочена;

    Поговорим о первом качестве. Так вот откуда дует ветер стихотворного мракобесия, оказывается. Чувствуете? Сочинять стихи лесенкой в наше время – это моветон. А в первой половине двадцатого века к этому относились снисходительно. Сразу предупреждаю: если кто мне когда-либо напишет стихотворение лесенкой, сразу отправлю домой читать «Онегина» за чашечкой чая.

    Столбики, они даже для глаза приятнее. Один чудак (в хорошем смысле этого слова) давным-давно решил меня позлить - под Маяковского, видите ли, сочинил. После долгой ссылки он поменял свою точку зрения, да.

    Где Маяковский и где мы с вами? Великим можно то, о чём нам даже думать запрещено. Имейте это тоже в виду. И потом не говорите, что дедушка вас не предупреждал.

    О коротких строчках и разговаривать нечего. Надеюсь, все ныне присутствующие знают, как выглядит стихотворение в печатном виде? Правильно. Оно написано более или менее короткими строками длиной в несколько слов. Злостно экспериментируя с этим критерием, ничего хорошего не добьешься. Слишком длинные строки до добра не доведут. Но это опять-таки касается нас. А Бальмонту можно. Понимаете, по какой причине, да?

    В прозе, к слову сказать, длина строк подчиняется ширине абзаца. Ширина абзаца - понятие относительное, конечно. От чего она зависит? От ширины текстового поля? Да. А горизонтальные пределы текстового поля, в свою очередь, находятся в зависимости от чего? От очень многих причин... Стихотворение в каком-то смысле свободно от этого. И в стихотворении, кстати, в роли абзацев выступают, так называемые, строфы. О них мы поговорим в конце нашей лекции.

    А о прозе я читаю факультативные лекции. Как говорится, заходите к дедушке в гости после пятой пары.


    МЕТРИКА

    Метрикой называется раздел стиховедения, изучающий стихотворные метры и размеры. Не путайте, пожалуйста, такие разные понятия, как метр и размер.

    Размер - это число стоп в одной строчке. Например: 5-стопный ямб - это размер, а ямб - это метр. Я не буду сегодня касаться размеров, не относящихся к силлабо-тоническому стихосложению, так как считаю, что они вообще не должны применяться в технике словесной поэзии. Их нужно постепенно вывести за пределы русского стихосложения.

    Итак, в нашем русском силлабо-тоническом стихосложении существует всего восемь метров:

    1. Брахиколон

    2. Хорей

    3. Ямб

    4. Дактиль

    5. Амфибрахий

    6. Анапест

    7. Пеон

    8. Пентон

    Поговорим подробнее о каждом метре.


    Односложный метр

    Таковой существует. Называется он брахиколоном. Это односложный метр, в котором каждая строчка - односложное слово и/или частица. Этот метр является одним из видов нестандартной поэзии.

    Пример:

    «Он
    Ел
    Наш
    Хлеб,
    Он
    Пил
    Наш
    Сок…»

    Согласитесь, брахиколон – чрезвычайно неудобный метр. Кажется, он сильно ограничивает поэта в самовыражении, так как заставляет его подбирать только короткие слова. А что можно сказать одними короткими словами?.. Практически ничего. Но прислушайтесь к только что прочитанному мною отрывку стихотворения. Ничего не напоминает? Конечно же, это 4-стопный ямб (наш любимый), сочиненный короткими словами. Вот теперь и подумайте, что такое брахиколон на самом деле.

    Следует, дорогие мои, помнить, что брахиколон, хоть им и можно чего-то такое написать, механически относится к теоретическим метрам стихосложения. Их у нас ещё несколько. О них позднее.

    Поговорим лучше о настоящих, практических метрах, применяемых в стихосложении и сегодня. Они, как это ни странно, актуальны и современны даже в нашу эру. Надеюсь, они останутся в поэзии навеки. Ответственность за их сохранение лежит теперь на вас, дорогие мои. Если что, пеняйте потом на себя.


    2-сложные метры
                 
    Хорей и ямб являются 2-сложниками. Их стопа состоит из двух иктов, один из которых - сильный. В стопе хорея акцент ложится на первый слог, в стопе ямба - на второй слог.

    Слоги в строчке любого стихотворения называются иктами. Но икты могут быть представлены не только слогами, но также и односложными словами, частицами...

    Различают икты двух видов:

    1. Сильные

    2. Слабые

    А слоги какие бывают, кто знает? Верно, ударные и безударные. Видите, в прозе икты, оказывается, именуются слогами.

    Так вот, в любом 2-сложном или 3-сложном стихотворении сильные икты должны совпадать с ударными слогами, а слабые икты – с безударными. Это в идеале. Но здесь есть подвох.

    Если мы будем так сочинять, то опять-таки придётся подбирать относительно короткие слова (односложные, двусложные, трёхсложные), чтобы уложиться в такую чёткую схему. В древности так и писали – полноударными (чистыми) метрами, то есть теми, в которых сила икта обязательно совпадает с силой слога. Эти строгие рамки создают при чтении и сочинении стихотворения ощущение некоторой нарочитости, искусственности происходящих событий. В таких удушливых условиях трудно придумать что-нибудь действительно стоящее. И поэтому в наш век мы говорим о том, что сильный икт в некоторых случаях НЕ обязательно должен совпадать с ударным слогом, а слабый икт – с безударным слогом. Проанализируйте следующее:

    «Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог,
    Он уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог».

    Что мы здесь видим? Это 4-стопный ямб, если что. Итак?.. Правильно, несовпадение в некоторых местах слабых иктов с безударными слогами, а сильных иктов - с ударными гласными.

    Поэтому что надо помнить в первую очередь? Строчка стихотворения, которая иначе называется просто стихом, - это чередование в правильном порядке сильных и слабых иктов, а не ударных и безударных слогов. Полноударный метр – явление случайное в наше время. Иногда у поэта, к счастью или нет, получается подобрать такие слова.

    Итак, русский язык крайне богат, и в нём встречаются как короткие слова, так и длинные. Это усложняется ещё и тем, что ударение в русском языке подвижно, и оно может стоять на первом слоге, втором, третьем и так далее. Поэтому в стопе ямба или хорея могут иногда соседствовать два ударных слога или два безударных. В первом случае такая стопа называется спондеем, во втором – пиррихием. Эти стопы НЕ самостоятельны и принадлежат, само собой разумеется, ямбо-хореической группе, поскольку реальная расстановка ударений в иктовой теории стиха - второстепенный вопрос.

    Более того, любезные, в нашем стихосложении пиррихии, например, преобладают над «правильными» стопами, полноударными. Это обстоятельство облегчает поэту жизнь, разумеется. Что бы мы с вами делали без наших прекрасных спондеев и пиррихиев…

    Пиррихий встречается в русском стихе очень часто, спондей же - не очень. Стопа спондея образуется в том случае, когда односложное слово соседствует с другим таким же словом или с ударным слогом более длинного слова. Такое чаще происходит в начале стиха; реже - в середине или в конце. Односложное слово в таком случае является и называется сверхсхемным ударением. Такое ударение в 2-сложниках образуется только односложными словами.

    Поэт, подгоняя свои строчки под заданный ритм 2-сложного (или 3-сложного) стихотворения, иногда может передвинуть ударение в двусложном или трёхсложном слове на соседний слог. Ударный слог в таком случае становится слабым иктом, а безударный - сильным иктом. Это называется "синкопой". В принципе, "синкопу" можно считать тоже сверхсхемным ударением, но искусственным, вынужденным. Слух воспринимает его с нескрываемым отвращением. Мы же в обычной речи не переставляем ударения. Представляете, вы пошли в магазин за хлебом и продавщице сказали: дайтЕ мне чёрнОго хлебА. Страшного здесь ничего нет, но посмотрят на вас, мягко говоря, косо. В стихах же всегда старайтесь избегать подобных приёмов и вставлять в свои изумительные строчки нормальные слова с правильными ударениями.

    В наше время очень часто "синкопа" встречается в текстах песен. Эта ситуация не может не пугать ортодоксальных стиховедов. Тем более что такой приём постепенно входит в моду.

    Существует другой вариант перестановки ударений, который называется переакцентуацией. Такой вариант стопы образуется в стопе ямба или хорея, в которых односложное слово становится слабым иктом, а ослабленная частица (а, и, ну, ни, ли, же, уж, то, бы, аж... - и др.) - сильным иктом. То есть акценты в стопе меняются местами. Такое тоже встречается часто, но, в отличие от "синкопы" неодносложного слова, такая переакцентуация в стопе не оказывает крайне негативного воздействия на наш нежный поэтический слух.

    Пример хорея (4-стопного):

    «…Здесь раздолье, господа,
    Пиво, банька и еда!..»

    Подведем итоги изучения ямба и хорея. Самое главное, что необходимо записать в свою память навсегда - это следующее...

    Стопа ЯМБА насчитывает пять вариаций:

    1) чистый (полноударный) ямб. В такой стопе первый слабый икт совпадает с безударным слогом, а второй сильный икт совпадает с ударным слогом;

    2) пиррихий. В этой стопе ямба соседствуют два безударных слога. Второй слог в этой стопе, тем не менее, является сильным иктом;

    3) спондей. Два ударных слога образуют эту стопу. Первый слог (или односложное слово) ударный (слабый икт), второй слог также ударный (сильный икт);

    4) синкопированный ямб. Такая стопа ямба встречается там, где ударение в одном слове было передвинуто на соседнее. Это называется смещением ударения, или "синкопой". Здесь так же, как и в переакцентуированной стопе ямба (о ней ниже), первый слабый икт - это ударный слог, а второй сильный икт - слог безударный;

    5) переакцентуированный ямб. В данной стопе ямба акценты (силы слогов) меняются местами. Первый слабый икт совмещается с односложным словом, а второй сильный икт совпадает с какой-нибудь ослабленной частицей (а, и, ну, ни, ли, же, уж, то, бы, аж... - и др.), коих в русском языке много. Такие частицы сами по себе являются безударными. А односложное слово - априори ударно.

    Пример синкопированного варианта ямба:

    "Вышел я утром на прогулку,
    Снега кругом, одни снега..."

    Вслушайтесь в первое слово. Вот она, "синкопа" в стопе ямба. Чувствуете? Неприятно, не правда ли?

    Всё вышесказанное относится в полной мере и к хорею (пять вариаций стопы). Только в стопе хорея у нас получается всё наоборот, ведь в нём первый икт сильный, а второй - слабый.


    3-сложные метры

    Дактиль, амфибрахий и анапест - это 3-сложные метры, стопа которых состоит из трёх иктов. В дактиле акцент ложится на первый икт, в амфибрахии - на второй, а в анапесте - на третий.

    В 3-сложниках также есть вспомогательные стопы, как и в 2-сложных метрах. Стопа, состоящая из трёх безударных слогов, называется трибрахием. Встречаются такие стопы крайне редко. Это, представляете, какими длинными словами надо сочинять. А вот молосс (или тримакр) я встречал чаще. Это стопа, составленная из трёх ударных слогов (то есть с двумя сверхсхемными ударениями). Ещё чаще в 3-сложниках (особенно в анапесте) мы можем заметить интересную стопу, в которой ударными являются первый и последний слоги, отделенные друг от друга одним безударным слогом. Называется она амфимакром.


    Последний раз редактировалось: Neformal (1st Ноябрь 2019, 17:14), всего редактировалось 1 раз(а)
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2019, 11:47

    Какие здесь ещё возможны варианты, кто скажет? Учтите, 3-сложные стопы состоят из трёх слогов, а не из двух. А возможны ещё два варианта - антибакхий (последовательность: два ударных слога, один безударный) и, собственно, бакхий (последовательность: один безударный, два ударных).

    Как и в 2-сложниках, в 3-сложных метрах встречаются и переакцентуированные стопы, и синкопированные, но мы их рассматривать пока не будем, очень много вариаций, и тут легко запутаться и впоследствии крепко расстроиться.

    Сверхсхемные ударения в 3-сложниках могут быть образованы как односложными словами, так и двухсложными.

    3-сложные стихотворения, как по звучанию, так и механически, приближены к прозе. Это связано с тем, что в прозе русского языка расстояние между ударными слогами в целом такое же, как и в 3-сложной стихотворной речи (или же наоборот, это кому как нравится).

    Пример анапеста:

    «Я же знал что любовь – это игры с огнем,
    Но как жить без огня, если дождь за окном?».

    Пример амфибрахия:

    «Почтенные старцы, поющие песни
    В глубокой печали о прошлых годах…».

    Пример дактиля:

    «…Славный король закричал о победе,
    Жёны спросили: где наши мужья?..».


    4-сложные метры и пятисложник Кольцова

    Ранее я сказал, что теоретических метров, кроме брахиколона, ещё несколько.

    Пеон - 4-сложный метр, стопа которого состоит из четырёх слогов. Всего существует четыре пеона:

    пеон1

    пеон2

    пеон3

    пеон4

    Они различаются по месту ударения.

    В пеоне1, например, ударение падает на первый слог и после него идут три безударных слога, потом снова появляется ударный слог и так далее.

    В пеоне2 ударение ложится на второй слог, после которого следуют два безударных. И так далее.

    И вот ещё что. С точки зрения нашего разговора, теоретические метры, какими являются брахиколон, пеоны и пентон (пятисложник) не самостоятельные. Они принадлежат к пяти основным метрам: хорею, ямбу, анапесту, дактилю и амфибрахию.

    Теперь ещё скажу одну вещь, самую важную. Когда мы разглагольствуем о пеонах (и пентонах тоже), то здесь про икты нам лучше не вспоминать, потому что здесь их не должно существовать в принципе. А что должно существовать тогда? Верно, только ударные и безударные гласные.

    Пеон, например... Вот где красота, а... В нём один ударный слог приходится на три безударных. Что это вообще такое? Вот это слова надо подбирать, да? Достаточно длинные, между прочим. Несколько односложных слов уже рядом не поставишь, чистый пеон этого не потерпит. Вывод очень простой: в пеонах иктов не существует. Эти метры находятся за пределами иктовой теории стихосложения. Если начнёте сочинять пеонами, помните, что в них необходимо следить только за правильным чередованием ударных и безударных слогов.

    Если всё же сочинить стихотворение пеоном, опираясь именно на иктовую теорию (а такое тоже возможно), то в произведении непременно появятся сверхсхемные ударения. В этом случае пеон немного потеряет своё очарование. Давайте всё-таки не будем его портить.

    И вот здесь как раз нужно обмолвиться насчет вспомогательных стоп в пеонах... Четыре безударных слога в стихотворении - это странно, да? Вы где-нибудь такое читали? Я лично ни разу. Если где-нибудь случайно встретитесь с дипиррихием в пеоне (а эта стопа именно так и называется), позвоните мне с 9.00 до 17.00, хорошо?.. В ямбе и хорее, кстати, дипиррихий как раз можно обнаружить. Он получается при слиянии двух пиррихиев. Но это уже совершенно другая история, другой дипиррихий (2-сложный), мы-то с вами говорим про цельную стопу в пеоне.

    Четыре ударных слога в стопе пеона теоретически возможны. Эту стопу назовём, например, диспондеем. Хорошее название, соответствующее реальности. Её можно сочинить очень быстро - составляя пеон, поставьте рядом четыре односложных слова. Что получится?.. Диспондей.

    И, наконец, последний метр - это пентон, или 5-сложник Кольцова. Стопа этого метра состоит из пяти слогов, а ударение, как правило, падает на третий слог. Всё вышесказанное про пеоны в полной мере относится и к пентону.

    Пентонов в теории стихосложения насчитывается, естественно, пять (по числу слогов в стопе этого метра). В пентоне1 ударение в стопе падает на первый слог, в пентоне2 - на второй... в пентоне5 - на пятый.

    Разглядывая пентон через призму иктовой теории (что не есть хорошо), мы также обнаружим вспомогательные стопы в этом метре, как и во всех "нормальных" метрах. Рассматривать их все не имеет смысла, иначе мы уйдём в бесконечные дебри теории стихосложения и вряд ли оттуда выберемся. Здесь можно лишь сказать вот что. Опять-таки возможны и пять безударных слогов в стопе и пять ударных. Последний вариант называется молоссоспондей. Название к первому варианту придумайте сами. Всё, на этом закончим.

    Да, чуть не забыл. Самый милый пример пентона - это стихотворение Константина Бальмонта "Творцам сих садов". Почитайте в свободное от компьютера время. Можете на экране компьютера и почитать. Вот время, а...


    Анакруза (начало) и клаузула (окончание) стиха

    Внутренняя структура двусложных размеров одинакова. В 2-сложнике сильный икт чередуется со слабым в соотношении 1:1 (сильный, слабый, сильный, слабый и так далее – в зависимости от количества стоп в строчке).

    В 3-сложнике стопа состоит не из двух иктов, как в хорее или ямбе, а из трёх, один из которых сильный. И чередуются они по общей схеме так: сильный, два слабых, сильный, два слабых и т.д. Поэтому внутренняя структура 3-сложников также одинакова.

    И теперь вы скажете: всё понятно, можно заканчивать лекцию. Ан нет. Здесь как раз следует перейти к самому главному. При одинаковой внутренней схеме 2-сложники (и 3-сложники) отличаются друг от друга внешним обрамлением – в первую очередь, анакрузой. Теперь слушайте внимательнее.

    Анакруза – это начало стиха. Она измеряется количеством слабых иктов (не слогов, а именно иктов) перед первым сильным.

    В хорее анакруза равна нулю, так как стих этого метра сразу начинается с сильного икта.

    В ямбе анакруза равна единице.

    В трёхсложном дактиле анакруза равна нулю, в амфибрахии – единице, в анапесте – двум. Теперь загадка не для слабонервных. Сколько слабых иктов стоит перед сильным иктом в анапесте. Конечно два. Анапест – это же не пеон.

    Но, кроме ритмического начала, в стихе существует и окончание (клаузула), которое, в принципе, к ритмическому рисунку стиха НЕ относится.

    Клаузула – заключительные безударные слоги в стихе, стоящие после последнего ударного слога. Кстати, существенное дополнение. Здесь слушайте ещё внимательнее. Последний сильный икт в стихе всегда совпадает с последним ударным слогом, после которого и начинается клаузула. Такое совмещение называется ударной константой. Она – ритмическая граница стиха (так как опора ритма – сильные икты). Это закон. Это первое, к чему я обычно придираюсь. Клаузула может быть:

    - мужской;

    - женской;

    - дактилической;

    - гипердактилической;

    Надо помнить всегда: клаузула ни в коем случае не принадлежит последней стопе в строке стихотворения. Это значит, что окончание строки самостоятельно и существует вне рамок заданного ритма. А вот анакруза - это часть первой стопы в строке. Следовательно, анакруза входит в ритмическую композицию стихотворения, а клаузула - нет.

    1. Мужская клаузула не имеет безударных слогов после последнего ударного икта (нулевое окончание):

    «…Там некогда гулял и я,
    Но вреден север для меня»

    2. Женская клаузула – один слог после ударного икта:

    «В феврале закружат снеги
    В предвкушеньи тёплой неги…»

    3. Дактилическое окончание (достаточно редкое)– два слога после ударного икта:

    «Утро морозное, тихое, нежное,
    Спит на ветвях и полях, безмятежное…»

    4. Гипердактилическое окончание (самое редкое) – это, как вы уже догадались, три слога:

    «…Раскаты грома поражающего,
    Весь мир в кромешный страх ввергающего…»

    Клаузулу можно составить из коротких слов. Это называется составной рифмой, когда одно длинное или относительно длинное слово рифмуется с двумя короткими. При этом дополнительные короткие слова либо безударны (частицы), либо ударны, но в низкой степени (например, личные местоимения - я, он, ты, мы, вы и т.д.) Но рекомендую это делать тогда, когда вы хотите кого-то насмешить. Из односложных слов, которые априори ударны, уже конечно полноценную, приятную для слуха клаузулу не составишь.

    А вот в анакрузе часто встречаются короткие слова, которые слуху кажутся синкопичными, но не нарушают ритма и в целом не производят отталкивающего впечатления (вспомним про сверхсхемные ударения).

    Итак, вывод: технически 2-сложники отличаются друг от друга только анакрузой; то же самое можно сказать и про 3-сложники. А вот окончание – это не отличительный признак ямба от хорея или амфибрахия от дактиля: в любом метре можно применять любую клаузулу. Всё понятно?

    Теперь вот ещё что, дорогие мои поэты… В 70-х – 80-х годах XX века появилась одна пренаипротивнейшая ересь, которая в наши дни истреблена сильными гонениями. Некоторые стиховеды тех лет утверждали, что ямб и хорей – это одно и то же, и не важно, с какого икта начинается стих, с сильного или слабого. Про дактиль, амфибрахий и анапест говорилось то же самое. Мол, убери анакрузу – и будет одно и то же. Так-то оно так, но из песни слов не выкинешь. Вы попробуйте, например, из нашего любимого «Онегина» ликвидируйте анакрузу. Что получится? Жалкий обрубок, состоящий из непонятных отрывков начальных слов. Поэтому я всегда говорил: содержание и форма – это одно целое. И недаром ямб называется ямбом, а хорей – хореем и т.д. Это самостоятельные, самодостаточные метры, выбираемые поэтом для написания стихотворения. Конечно, например, из четверостишия, у которого анакруза состоит из одних предлогов и междометий, можно убрать первые слабые икты. Но и этот злосчастный акт в нашей среде уже давно не выдерживает никакой критики.


    Размер строк

    Существует такое понятие, как длина строки (или размер строки). А вообще, в чём у нас измеряется длина как таковая? Кто ответит? В сантиметрах, да. Но этой классической единицей измеряют пространство. Стихотворение - это категория, которая свободна от пространства и даже от времени. Стихотворение не материально. И поэтому единицей измерения длины (размера) стихотворной строки является стопа.

    Поговорим немного о количестве стоп в строчках - то есть о размере стиха. Их может быть сколько угодно много или сколько угодно мало, но оптимальное количество для 2-сложников – это четыре, а для 3-сложников – три. Этими размерами и пишите. Хотя это дело вкуса. Об одном только прошу, не создавайте слишком длинных стихов и слишком коротких. В первом случае это тягостно, во втором – смехотворно. Предел для 2-сложных строчек – 7 стоп, для 3-сложных строчек – 4 стопы. Всё, далее начинается зона отчуждения.

    В стихотворении размер строчек можно чередовать, не обязательно писать всё произведение одним размером. Разностопным стихотворением называется такое, где чередование размера урегулировано. Например: 4-х стопный ямб - 3-стопный ямб – 4-х стопный ямб – 3-х стопный ямб… И так далее. Это правильная последовательность. Но бывает и такое, что легкомысленный поэт в одном стихотворении пользуется разными размерами беспорядочно и слишком часто (хоть и пишет одним метром). Это уже не есть хорошо, дорогие мои. За такое буду преследовать по закону. Подобные опусы, называемые вольными стихами, - пережиток прошлого. Поэкспериментировали, как говорится, и хватит.


    Итоги

    Подведем итоги наших размышлений о метрике стиха. Стихотворение составлено из единиц нескольких порядков:

    1) Единицы первого порядка – строфы (о них позднее)

    2) Единицы второго порядка – строчки (стихи)

    3) Единицы третьего порядка – стопы

    4) Единицы четвертого порядка – икты

    Строчки состоят из стоп, а стопы из сильных и слабых иктов. В стопе хорея один сильный икт и один слабый; в стопе ямба – один слабый и один сильный. Стопа дактиля состоит из одного сильного и двух слабых иктов, стопа амфибрахия – из одного слабого, одного сильного и одного слабого. Стопа анапеста – два слабых и один сильный икт. Порядок чередования сильных и слабых иктов в строчках, написанных тем или иным метром, никогда не меняется. Это в классическом варианте.


    Метрически неправильные стихотворения

    Существуют еще и нарушения правильной последовательности иктов. Написать стихотворение, используя разные размеры, – это еще полбеды. Гораздо сложнее читать, так называемые, разностопные стихи – то есть разнометрические. Кто-то скажет: а что здесь такого? Это всего лишь вариация анакруз. Вот уж где раздолье, правда ведь? Пиши как придётся, а читатель сам разберется. Не то что в одном стихотворении, но даже в одной строчке можно такого понаделать, что потом и опытный теоретик стиха загремит в дурдом, анализируя подобные шалости. Наша школа стиха говорит решительное НЕТ подобным издевательствам над техникой словесной поэзии. Даже если вариация анакруз в стихе урегулирована, то и этот факт не оправдывает поэта. Мы должны, прежде всего, думать о читателе и о слушателе, а уж потом о себе. Иначе кто мы такие? Правильно, версификаторы-эгоисты.

    Поэтому различные гекзаметры, пентаметры, логаэды, дольники, тактовики, акцентные стихи – то есть все метры, где применяются беспорядочные вариации анакруз в пределах одной строфы и сочетания различных метров в пределах одной строчки, всё это не для нас. Даже если все вышеперечисленные варианты являются устойчивыми.

    А вот верлибр нам подходит. Верлибр – это свободный стих, где нет ни метров, ни размеров. Отличает верлибр от прозы только наш любимый столбик – слабое подражание настоящему стиху. Но здесь, по крайней мере, поэт честен перед самим собой и перед читателями: не захотелось мне загонять свой рассказ в рамки какого-либо метра и размера, хочу, что называется, поведать обо всём и в полной мере.

    Стихотворение должно быть стихотворением, проза – прозой, а верлибр - верлибром. Здесь, к сожалению, не работает правило золотой середины. Попробуйте-ка в музыкальном произведении сфальшивить или отступить немного от заданного ритма. Что будет с вами после этого? Вот и подумайте на досуге. То же самое и в стихосложении. Не дискредитируйте себя, господа будущие поэты.


    Верлибр

    Существует два вида верлибра: белый и рифмованный. Белый верлибр – стихотворение без рифмы. Это самая свободная стихотворная форма. Это почти проза. Но туго приходится тому, кто начинает рифмовать верлибр. Ой, как тяжело здесь, многоуважаемые господа и дамы. Строчки гуляют, а рифму всё равно надо подбирать. Вот и сидит поэт, трудится в поте лица, и в итоге получается очень необычная вещь. Рифмованный верлибр – интересная со всех точек зрения композиция.

    Вот и всё. Что ж такое, неужели так сложно понять и запомнить эти метры? А теперь как всегда лирическое отступление. Кто может считать себя хорошим поэтом? Я не говорю: отличным. Именно хорошим. Только лишь тот, кто прекрасно разбирается в поэтике. И всё. Когда вы научитесь разбираться в этом, то, без сомнения, сможете стать хорошими поэтами. Ну а пока придётся поработать над собой. Можете задавать теперь вопросы, я с удовольствием отвечу. После я расскажу о рифме.


    РИФМА
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2019, 11:48

    Тут были вопросы по поводу соотношения стихотворений и текстов песен. Я не устаю повторять, что не вижу абсолютно никакой разницы между стихотворениями и текстами песен, поэтами и поэтами-песенниками. Я считаю, что тексты и стихи относятся к одной области искусства - словесной поэзии. И в песенных текстах существуют рифмы, строфы, проблески силлабо-тоники и т.д. Очень много стихотворений, написанных когда-то классиками, были впоследствии использованы в качестве песенных текстов. В принципе, на любое стихотворение можно наложить музыку и тем самым подарить произведению ещё одну жизнь. И наоборот - любые песенные тексты, которые изначально предназначались для певцов, можно и нужно читать как стихотворения. Сложность здесь заключается только в том, что тексты песен, особенно современные, зачастую далеки от принципов силлабо-тонического стихосложения и поэтому трудны в прочтении.

    Поэтому все мои поучения относятся в полной мере и к, так называемым, поэтам-песенникам, которым я посоветую писать тексты песен, опираясь на силлабо-тоническое стихосложение, чтобы их можно было также без особых проблем читать и как стихотворения. И - побольше возвышенности, смысла, образности...

    Сегодня я немного расскажу о видах рифмы и о технике качественного подбора рифмы.

    В первую очередь, дадим определение рифмы. Рифма - это созвучие нескольких ударных слогов, а также - односложных слов и частиц. То есть рифма - это повтор звука, который моделируется в конце строки.

    А кто знает, зачем вообще нужен постоянный звуковой повтор в стихотворении? Для красоты? И для красоты тоже. Но самое главное – это скрепление отдельных стихов и объединение их в строфы. Это нужно для того, чтобы строфы (и стихотворение в целом), как это у нас говорят, не «поплыли». С чего началось повествование в строфе и чем закончилось – не понятно. Понимаете, о чем я сейчас?

    Безрифменные стихотворения, которые называются белыми, тоже, конечно, имеют свое очарование, но они не прошиты рифмой. Это, знаете, как деревянный дом без гвоздей или штаны без ниток.

    Также большое значение имеет рифма как усиленный звук. А звуками можно творить такие вещи…

    При всем разнообразии рифм их все можно разделить на следующие категории:

    1. Точные рифмы

    2. Приблизительные рифмы

    3. Неточные рифмы

    Точная рифма - наилучшая; приблизительная рифма - приемлемая; неточная рифма - приемлемая в крайнем случае.

    Пример точной рифмы: бабуся-Муся, колхоз-навоз, блюз-плюс, арап-араб, бивак-аншлаг, пост-дрозд, пуп-Ютьюб, лоб-поклёп, окстись-женись, бараны-вараны и др.

    Приблизительной рифмы: деревья-деревня, белобрысый-крысой и пр.

    Неточной рифмы: рука-луна, тебя-меня и т.д.

    Истина гласит: неточная рифма неточной рифме - рознь. Крайне неточные рифмы необходимо постепенно исключить из практики словесной поэзии, и они, скорее всего, почти не заслуживают нашего внимания. Ещё раз всем повторяю: всегда подбирайте точные рифмы. Без них нет поэзии. Я не понимаю тех, кто может вставлять крайне неточные рифмы в свои опусы, это же поэтический мрак, абсурд, бессилие. Поэтому, коллеги, предупреждаю в последний раз, чтобы я больше не видел очень плохих рифм в ваших стихах. Если не можете подбирать точные, рассмотрите все варианты приблизительных рифм.

    Широко известны следующие виды неточных рифм:

    - ассонансная рифма;

    - диссонансная рифма;

    - усеченная рифма;

    Ассонанс – это неточная рифма с одинаковыми гласными, но разными согласными. Например: колбаса-молока. Крайне неточная рифма.

    Диссонанс – это неточная рифма, в которой отличаются ударные гласные: навевающая-белеющая. Крайне неточная рифма.

    Усеченная рифма применяется часто в нашей поэзии. Например: далеко-дырокол. Что мы здесь видим? Усечение последнего согласного звука, так ведь?.. Это единственный вид рифмы из неточных, которую я рекомендую к применению без ограничений.

    Помимо такой классификации рифм, которую необходимо знать, как свои пять пальцев на левой ноге, существует ещё одна. Она зиждется на простом факте - у каждой строчки есть определенное окончание, или клаузула (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая). Так как рифма проявляет себя в конце, а не в начале, как некоторые думают, то она, естественно, подчиняется окончанию стихов. А теперь вопрос на засыпку. Опираясь на это утверждение, какие бывают рифмы? Всё верно – мужские, женские, дактилические и гипердактилические.

    Пример мужской рифмы: самосвал-обокрал;

    Пример женской рифмы: компьютер-дистрибьютор;

    Пример дактилической рифмы: электростанция-Констанция;

    Пример гипердактилической рифмы: возражающего-обижающего;

    Я сейчас не буду вдаваться в подробности и рассказывать, что такое грамматическая рифма, составная, каламбурная, внутренняя, начальная и т.д. и т.п. Я сейчас пытаюсь вам объяснить, что такое концевое созвучие. Это самое главное, всё остальное потом придёт к вам через практику стихосложения, через собственный опыт и в процессе наших практических занятий. Кстати, я сейчас перечислил несколько разновидностей рифм… Это я сделал не просто так. Это для самостоятельного изучения, если кто не догадался.

    Да, так называемые, внутренние рифмы, которые возникают (случайно или намеренно) внутри строки, не редки. Ими можно пользоваться без ограничения, дорогие мои, не боясь подмочить свою репутацию в поэтическом мире.

    Как нужно подбирать рифмы? Всё очень просто. В строфе главное значение имеет не начало, а конец. Поэтому вы сначала пишите конец строфы, а потом уже придумываете рифму и ставите строчку в начало строфы. Всегда подбирайте рифмы, соответствующие теме стиха или текста песни, и никогда не вставляйте рифму какую попало. Именно в конце строфы должны стоять главные тематические слова, а не в начале. Знаменитая фраза Пушкина «…Его лошадка, снег почуя, плетется рысью КАК-НИБУДЬ…» не должна вас смущать. Ну дорогие мои, я устал повторять одно и то же: что позволено великим мира сего, того не позволено нам.

    Далее. Составляйте рифму из разных частей речи. Не пишите стихотворение преимущественно глагольными рифмами, в наше время это просто смешно. Глагольные рифмы допустимы, но их должно быть не более 10 процентов в стихотворении. Если их больше, это сразу неуд. Вот и всё искусство.


    СТРОФИКА

    Строфа – это структурная стихотворная единица первого порядка. Стихотворение обязательно должно быть поделено на строфы, хотим мы того или нет. Сможете ли вы нормально прочитать прозаический текст длиной хотя бы в 1000 символов, если он не разделен на абзацы? Придётся перечитывать двадцать пять раз.

    Но строфа несет не только эту функцию. Она организовывает стих не только механически, но и по смыслу. Строфы нужны для того, чтобы отделить один смысловой отрезок от другого. В идеале в каждой строфе происходит свое действие. Желательно, конечно, чтобы одна строфа соответствовала одному предложению, а каждая строчка - одной синтагме (интонационно законченному отрывку речи). Но это не закон. Можно одно предложение разделить на две строфы, или одну строфу - на два предложения. То есть, я хочу сказать, что не обязательно в конце каждой строфы ставить точку - можно со спокойной совестью перенести действие в следующую строфу, не поставив вообще никакого знака препинания после последнего слова предыдущей строфы. Самое главное правило качественного стихосложения заключается в том, что конец каждой строчки должен совпадать с окончанием синтагмы. Но и здесь, конечно, иногда можно сделать исключение. Иногда. Непосредственно повествование, в принципе, должно быть в определённой степени свободно от самих строф. То есть синтаксическое членение речи не должно быть привязано к стихотворному членению. Это так, для справки. Почитаем стихи великих классиков. Их произведения - яркое подтверждение того, о чём мы сказали в этом абзаце.


    О длине строф в стихотворении

    Теперь о том, какие бывают строфы по длине. Увы, самая короткая строфа, как говорят некоторые, и, следовательно, самое короткое стихотворение – это одна строка (моностих). Но как здесь определить, что это вообще стихотворение?.. Столбика нет, рифмы нет, строф как таковых, в принципе, тоже нет. Это можно сделать только по одному критерию – стих должен быть ритмически организован, то есть написан одним из пяти метров. Но и здесь не все так просто, родные, ведь и в прозе случаются ямбы с хореями. Поэтому одна строка – это еще ничего не значит. Практически начальной строфой является двустишие. Вот здесь есть всё, что нужно поэту – и столбик, и рифма, и строфа, и, скорее всего, определенный размер (если это, конечно, не верлибр).

    В строфе может быть сколько угодно строчек – хоть пятьдесят. Но кому это надо. Никому, кроме самого поэта. А для чего поэт живёт на белом свете, кто скажет? Чтобы дарить радость и счастье людям, нести истину в мир и просветление в человеческие души. По опыту могу сказать, что смысл жизни любого поэта заключается именно в этом. А длинными строфами только испугаешь претендента на душевное счастье и просветление, правда ведь?..

    Так вот, какие вообще бывают строфы. Строфы – они разные: моностих, двустишие, трёхстишие, четверостишие, и так далее до 16-стишия, которое находится на пределе слухового восприятия. Строфы различаются не только по числу строк (стихов), но и по способу рифмовки, но об этом чуть позже. Не буду рассказывать про другие виды строф, нам бы хоть запомнить самые простые и доступные.

    Каждое Ваше произведение должно быть поделено на строфы с ОДИНАКОВЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СТРОЧЕК.


    Четверостишия

    Но обратимся к нашим баранам. Не вернемся, а именно обратимся. Для чего мы здесь вообще все собрались? Правильно - чтобы разговаривать о четверостишиях. Вы спросите: почему именно о них? А потому что четверостишие – это главнейшая строфа всех времен и народов. Человеческий мозг устроен таким образом, что ему не нравится обрабатывать слишком много информации сразу; а когда её слишком мало – для него это кажется неполноценным событием. Вот здесь мы уже видим, что правило золотой середины придется как нельзя кстати. Чтобы не утомлять читателя пространными речами и не обманывать его слишком короткими отрывками речи, коими являются двустишия, поэты придумали замечательную строфу – четверостишие. В ней есть всё – и полноценность, и лаконичность, и много других хороших качеств, присущих русской душе.

    Четверостишия классифицируются по главному критерию – по способу рифмовки. С учетом этого, различают четверостишия:

    - с перекрестной рифмовкой;

    - со смежной (парной) рифмовкой;

    - с охватной (опоясывающей) рифмовкой;

    - с монорифмовкой;

    Рифмовка связывает строки четверостишия в одно целое, определяя характер строфы, её поэтический оттенок. Рассмотрим каждый способ отдельно.

    Схема перекрестной рифмовки выглядит следующим образом: АБАБ. Рифмуется первая строка с предпоследней, а вторая – с последней.

    Смежная рифмовка имеет схему ААББ. Первая строка рифмуется со второй, а третья – с четвертой.

    Опоясывающая, или кольцевая, рифмовка схематически изображается так: АББА. Первая строчка здесь рифмуется с последней, а вторая – с третьей, то есть со следующей.

    Монорифмовка абстрактно выглядит так - ААААА... Такие стихи могут быть строфическими или астрофическими.

    Вот и всё. Желательно для каждой строфы стихотворения применять один способ рифмовки. Но иногда для придания выразительности некоторым моментам можно в одной-двух-трёх строфах (не больше) применить другие рифмовки. Например, вы пишите 6-строфное произведение перекрестной рифмовкой. Одну, две, три строфы напишите опоясывающей и/или смежной. Греха в этом большого нет. Но! Это чередование должно быть урегулировано - то есть изменение основного способа рифмовки на другой (второстепенный) способ должно повторяться через строго определённое количество строф. Правильный порядок чередования способов рифмовки - одно из условий, по которому мы можем судить о технической качественности произведения.

    Пример: две строфы с перекрёстной рифмовкой сменяются одной строфой с опоясывающей рифмовкой, далее снова идут две строфы с перекрёстной рифмовкой, которые опять-таки сменяются одной строфой, написанной опоясывающей рифмовкой. Беспорядочное изменение способа рифмовки - грубейшее нарушение всех стихотворных законов. Увижу у кого такое - отправлю сами знаете куда, уважаемые.

    Другой момент в этом аспекте, и он немаловажный, - это чередование рифм (мужских, женских, дактилических, гипердактилических).

    В стиховедении мужские рифмы обозначают маленькими (строчными) буквами - аб, женские – большими (прописными) буквами – АБ. Дактилические рифмы – А‘Б‘, а гипердактилические – А‘‘Б‘‘.

    В строфе, применяя любой способ рифмовки, можно чередовать рифмы в любом порядке - ааББ, ААбб, АбАб, аБаБ, аББа, АббА, аааа, АААА. Это примеры для четверостиший, конечно. Но дело в том, что в каждой строфе чередование рифм должно строжайшим образом повторяться. Это ещё одно правило, которое определяет техническое качество стихотворения. Отступать от этого закона нельзя ни в коем случае. Беспорядочное чередование мужских и женских рифм от строфы к строфе не применял ни один из великих поэтов России. Если не верите, посмотрите, например, стихи Михаила Лермонтова или Серёжи Есенина.

    Здесь есть ещё одно правило, которое нужно знать. В строфе конец важнее начала. Технически правильное окончание правильно завершает мысль. Мужская рифма при любом способе рифмовки не создает при прочтении чувства незавершенности, незаконченности истории. Напротив, она четко оканчивает повествование, не оставляя после себя никаких существенных вопросов. Примеры такой строфы: АбАб; ААбб; аББа. Если вы в центральной части стихотворения заканчиваете строфы женскими или, что еще хуже дактилическими рифмами (про гипердактилические я вообще молчу), то постарайтесь хотя бы в последней строчке последней строфы своего прекрасного произведения поставить мужскую рифму.

    Идеальный пример:

    «…В тот год осенняя погода
    Стояла долго на дворе.
    Зимы ждала, ждала природа.
    Снег выпал только в январе».

    Быть может, вы любитель недосказанных фраз. Ну тогда что ж - женские, дактилические и гипердактилические рифмы придут вам на помощь. Варианты таких сочетаний: аБаБ, ааББ, АббА и т.д. и т.п., что называется. Можете ещё в конце поставить многоточие для пущей важности…
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2019, 11:51

    В четверостишиях можно иногда пропускать рифмы. Холостая рифма обозначается буквой икс – х. Естественно, такие строчки (нерифмованные) могут иметь разное окончание – от мужского до гипердактилического. Примеры: хаха; ХаХа; аХаХ; АХАХ. Первые две рифмовки называются просто холостыми, следующие две рифмовки - гиперхолостыми. И здесь опять двадцать пять, как говорится. В таких четверостишиях рифмуйте, пожалуйста, вторую и последнюю строчку, то есть применяйте просто холостую рифмовку. Если у вас получится наоборот (то есть гиперхолостая рифмовка), то это будет странно, согласитесь. Хотя, впрочем, кому как нравится. Но идеальные варианты – первый и второй, то есть хаха и ХаХа. Но и здесь тоже надо понимать, что все пропуски рифм должны быть урегулированы, то есть чередоваться в правильном порядке - через определённое количество строчек.

    Надо отметить, что холостые стихи часто применяются в составе текстов песенной поэзии; но нередки и в обычных стихотворениях.

    Кто-то когда-то энное количество лет назад придумал писать стихотворения на одну рифму. Такие вещи называются, как мы сказали выше, моноримами: аааа аааа аааа… При таком подходе можно, в принципе, и не разделять произведение на четверостишия. Если вы юморист или, что ещё хуже, комик, то попробуйте и такое. Эффект комичности происходящего только усилится.

    Существует способ рифмовки соседних четверостиший, который абстрактно выглядит абвг абвг. Используя при таком подходе ещё и разное чередование рифм, можно получить различные и порой неожиданные стихотворные оттенки. Этот вариант называется квадратной рифмовкой. Вот интересно, не правда ли?..

    Наравне с квадратной также существует и, так называемая, треугольная рифмовка - абв абв. Но к четверостишиям она отношения, конечно, не имеет.

    Поэкспериментируйте с данными необычными способами рифмовки на досуге, а потом расскажете, что из этого получилось.


    О количестве строф в стихотворении

    Скажу по секрету: можно сочинять стихотворения с любым количеством строф. Чем короче строфы, тем их может быть больше. И наоборот. По моему мнению, для ЧЕТВЕРОСТИШИЙ предел – 8 строф, но идеал – 6.


    О нестрофичных стихотворениях

    Имеют право на существование стихотворения и нестрофичные, то есть не разделенные на строфы. Для коротких произведений это простительно. Но страшно себе представить нестрофичное стихотворение длиной хотя бы в сто строчек. Изучая разные произведения, я заметил, что многие поэты очень часто обращаются к нестрофичным стихам, тем самым уродуя поэзию. Запомните: любое произведение в стихотворной форме должно быть поделено на строфы. Отныне не искажайте больше поэзию и не доводите меня до белого каления, мне нельзя нервничать, а то может случиться страшное...


    КЛАССИФИКАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

    Что ж, дамы и господа, теперь постараемся дать исчерпывающую классификацию стихотворений.

    Цель любой научной классификации - разделить по общим признакам все изучаемые единицы, имеющиеся в теоретическом и практическом арсенале науки. Это нужно для того, чтобы впоследствии можно было охарактеризовать любую конкретную единицу.

    В нашем случае такими единицами являются стихотворения.


    Общая классификация

    Итак, все стихотворения, когда-либо написанные отечественными и зарубежными поэтами, обладают следующими признаками:

    1. Наличие или отсутствие ритма

    2. Степень разнообразия размера

    3. Наличие или отсутствие рифмы

    4. Наличие или отсутствие строф

    По первому признаку мы делим все стихотворения соответственно на:

    - ритмические стихотворения
    - неритмические стихотворения (верлибры)

    По второму признаку - соответственно:

    - моноразмерные стихотворения (написанные одним размером)
    - полиразмерные стихотворения (написанные разными размерами)

    По третьему признаку:

    - рифмованные стихотворения
    - нерифмованные (белые) стихотворения

    По четвёртому признаку:

    - строфические стихотворения
    - нестрофические (астрофические) стихотворения


    Классификация ритмических стихотворений

    Верлибры далее по признаку "ритм" не делятся. И это понятно, поскольку они в принципе лишены стихотворного ритма.

    А вот ритмические стихотворение далее делятся на:

    - монометрические стихотворения (написанные исключительно одним из пяти метров)
    - полиметрические стихотворения (написанные разными метрами)

    Полиметрические делятся на:

    - урегулированно-полиметрические
    - неурегулированно-полиметрические

    Урегулированно-полиметрические - это такие стихотворения, в которых (на уровне строк или на уровне строф) разные метры чередуются в правильном порядке. Например: хорей-ямб-хорей-ямб-хорей-ямб и т.д.

    В неурегулированно-полиметрических стихах мы имеем дело с хаотическим чередованием различных метров (также на уровне строк или строф). Например: хорей-хорей-ямб-хорей-ямб-хорей-ямб-ямб-анапест-дактиль и т.д.

    Если на протяжении всего стихотворения сохраняется исключительно двухсложный ритм или исключительно трёхсложный, а меняется лишь анакруза (ритмический зачин), то такие произведения называются стихотворениями с переменной анакрузой. Но если мы имеем дело с чередованием стихов или строф, написанных и 2-сложными и 3-сложными метрами, то можно сказать, что перед нами усложнённое полиметрическое стихотворение.

    Мы сказали, что признак урегулированности или неурегулированности можно рассматривать на уровне строк или на уровне строф. При условии, что стихотворение обладает строфичностью, то есть если оно поделено на строфы.

    Следовательно, среди урегулированно-полиметрических стихов мы различаем:

    - строфно-урегулированные полиметрические стихотворения
    - строково-урегулированные полиметрические стихотворения

    Строфно-урегулированное полиметрическое стихотворение - это композиция, в которой в правильном порядке чередуются строфы, написанные разным метром. Например, 1 строфа - дактиль, 2 строфа - анапест, 3 строфа - дактиль, 4 строфа - анапест и т.д.

    Строково-урегулированное полиметрическое стихотворение - это композиция, в которой в правильном порядке чередуются строки, написанные разным метром. Например, 1 строка - амфибрахий, 2 строка - дактиль, 3 строфа - амфибрахий, 4 строка - дактиль и т.д.

    Всё то же самое касается и неурегулированных полиметрических стихотворений (строфных и строковых), только в них строки или строфы, написанные разными метрами, чередуются в неправильном хаотическом порядке.

    Среди неурегулированно-полиметрических мы выделяем:

    - строфно-неурегулированные полиметрические стихотворения
    - строково-неурегулированные полиметрические стихотворения

    Среди всех полиметрических стихотворений мы можем обнаружить, так называемые, одноразово-полиметрические стихотворения. По-другому они называются фрагментарно-полиметрические. Что это за стихотворения, ребята? Это произведения, написанные преимущественно одним метром, но... Слово "преимущественно" является здесь главным, потому как в таких стихах на каком-либо отрезке обнаруживается фрагментарное изменение метра - в основном на уровне одной строки, нескольких строк в одной строфе или даже на уровне целой строфы. Такое случается по двум причинам. Первая причина - невнимательность начинающего поэта, недостаток опыта и стихотворного слуха. Вторая причина - намеренное внезапное изменение метра для придания особого семантического окраса. Ну например, мы пишем стихотворение анапестом, а в конце неожиданно вставляем строку или целую строфу, написанную дактилем или, что ещё ярче, - ямбом. Резкое нежданное изменение метра - отличный выразительный способ.

    Я не буду рассказывать об изменениях метра внутри строки. Это уже пережиток прошлого, как мы сказали. Увижу у кого такое безобразие, "оштрафую" на несколько баллов. Например, если вы заработали 5 баллов на экзамене, то два балла я вам снимаю за полиметрическую строку в вашем стихотворении. Остаётся всего лишь три балла у вас. Для поэта это немного. Я всю жизнь боролся за чистоту и простоту поэзии, и я сделаю всё для того, чтобы вы переняли моё рвение. И за ценой я не постою, уважаемые.


    Классификация полиразмерных стихотворений

    Размер - это такой признак, который присутствует в любых стихотворениях. Безразмерных стихотворений в "природе" не существует. Даже неритмические стихотворения обладают этой характеристикой.

    Единицей измерения ритмического стихотворения является стопа. Единицей же измерения неритмического стихотворения является слог, односложное слово или частица. Вот и вся разница.

    Мы будем говорить о полиразмерных стихотворениях, то есть о таких, которые обладают всеми признаками разноразмерности.

    Полиразмерные стихотворения делятся на:

    - урегулированные полиразмерные стихотворения
    - неурегулированные полиразмерные стихотворения

    Урегулированность или неурегулированность размера (так же, как и метра) может проявляться как на уровне строк, так и на уровне строф. Об этом мы уже говорили выше. Соответственно мы выделяем:

    - строфно-урегулированные полиразмерные стихотворения
    - строково-урегулированные полиразмерные стихотворения

    - строфно-неурегулированные полиразмерные стихотворения
    - строково-неурегулированные полиразмерные стихотворения - т.н. вольные стихи

    Строфно-урегулированное полиразмерное стихотворение - это композиция, в которой в правильном порядке чередуются строфы, написанные разным размером. Например, 1 строфа - 3-стопный дактиль, 2 строфа - 2-стопный дактиль, 3 строфа - 3-стопный дактиль, 4 строфа - 2-стопный дактиль и т.д.

    Строково-урегулированное полиразмерное стихотворение - это композиция, в которой в правильном порядке чередуются уже строки, написанные разным размером. Например, 1 строка - 3-стопный амфибрахий, 2 строка - 2-стопный амфибрахий, 3 строка - 3-стопный амфибрахий, 4 строка - 2-стопный амфибрахий и т.д.

    Всё то же самое касается и неурегулированных полиразмерных стихотворений (строфных и строковых), только в них строки или строфы, написанные разными размерами, чередуются в неправильном хаотическом порядке.


    Классификация рифмованных стихотворений

    Рифмованные стихотворения делятся на две большие категории:

    1. Монорифмованные стихотворения (моноримы)
    2. Полирифмованные стихотворения (полиримы)

    Моноримы - это стихотворения на одну рифму. Они делятся на несколько типов - в зависимости от типа рифмы:

    - мужские моноримы (абстрактная схема - ааааа...)
    - женские моноримы (ААААА...)
    - дактилические моноримы (А‘А‘А‘А‘А‘...)
    - гипердактилические моноримы (А‘‘А‘‘А‘‘А‘‘А‘‘...)

    Полиримы характеризуются наличием рифм разного типа в составе стихотворения. И здесь всё дело - опять-таки в урегулированном или неурегулированном чередовании различных типов рифм (мужских, женских и др.) В зависимости от этого полиримы делятся на:
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2019, 11:51

    - строфно-урегулированные полиримы
    - строково-урегулированные полиримы

    - строфно-неурегулированные полиримы
    - строково-неурегулированные полиримы (вольные полиримы)

    Строфно-урегулированные полиримы - это такие стихотворения, в которых каждая строфа написана на какую-то одну рифму, но строфы, во-первых, отличаются друг от друга типов рифмы, а во-вторых, чередуются в правильном порядке.

    В строково-урегулированных полиримах тип рифмы чередуется в правильном порядке на уровне строк. Например, 1 строка - женская рифма, 2 строка - мужская рифма, 3 строка - женская рифма, 4 строка - мужская рифма и т.д. Причем здесь не имеет значения, поделено ли стихотворение на строфы или нет.

    Всё то же самое касается и неурегулированных полиримов, но в них мы имеем дело с вольной рифмовкой - на уровне строф или на уровне строк (или в смешанном строфно-строковом варианте).


    Классификация строфических стихотворений

    Мы можем различать:

    - одинаковострофические (тождественно-строфические) стихотворения
    - разнострофические (нетождественно-строфические) стихотворения

    Но строфы отличаются между собой двумя главными признаками:

    - величиной (которая зависит от количества строк в строфе)
    - способом рифмовки

    Поэтому мы выделяем:

    - стихотворения, состоящие из строф с одинаковым количеством строк
    - стихотворения, состоящие из строф с одинаковым способом рифмовки

    - стихотворения, состоящие из строф с разным количеством строк
    - стихотворения, состоящие из строф с разным способом рифмовки

    Разнострофические стихотворения делятся, естественно, на:

    - урегулированные стихотворения с разным количеством строк в строфах
    - урегулированные стихотворения с разным способом рифмовки

    - неурегулированные стихотворения с разным количеством строк в строфах
    - неурегулированные стихотворения с разным способом рифмовки

    О признаке урегулированности или неурегулированности мы уже сказали предостаточно, и поэтому давайте, коллеги, на этом срочно закончим нашу классификацию.



    ИТОГОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРАВИЛА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

    В заключение хотелось бы подвести итоги и обозначить ключевые моменты этой лекции, которые мы скомпонуем в отдельные положения - в правила качественного стихосложения. Итак, тот, кто хочет писать высококачественные произведения в аспекте техники и семантики, должен соблюдать следующие правила.

    1. Стихотворение должно быть поделено на строфы. Это первый закон качественной техники. Если мы не смогли или не захотели осуществить строфную дифференциацию нашего произведения, то мы рискуем проиграть в плане механической читабельности. Другими словами, сплошной текст читать достаточно трудно, глаза могут неоднократно пропускать строки или возвращаться назад, что создаёт ощущение общей хаотичности повествования.

    2. Все строфы должны содержать одинаковое количество строчек. Очень важно следовать этому правилу неотступно. Разнострофные произведения существенно проигрывают на фоне одинаковострофных. И в этом случае большую роль играет опять-таки визуальный фактор. Отсутствие симметрии в искусственных конструкциях, коими являются также и стихи (хотим мы этого или нет), вносит в наше сознание некую дисгармонию, путаницу и в целом производит отталкивающее впечатление. Необходимо обладать умением однообразно дифференцировать свои произведения.

    3. Всё стихотворение должно быть написано одним метром. Разнометрические произведения - пережиток прошлого, и к ним возвращаться не стоит. Даже если в нашем сочинении чередование метров будет повторяться в правильном порядке, оно не избежит участи попасть в ранг технически некачественных стихов. Об этом никогда нельзя забывать.

    4. Любое технически высококачественное стихотворение, как правило, пишется одним размером. Допускается чередование размеров в строфе, но - в правильном порядке. Это закон. Пример для четверостишия:

    4-стопный ямб
    3-стопный ямб
    4-стопный ямб
    3-стопный ямб

    5. Для всех строф стихотворения необходимо применять один способ рифмовки. Какие существуют способы рифмовки непосредственно для четверостиший, читайте выше. Допускается чередование способов рифмовки, но опять же - в правильной последовательности. Желательно, конечно, чтобы мы через весь стих пронесли один способ, это пойдёт на пользу и нам, и слушателям. Но если у нас не получилось по тем или иным причинам применить один способ для всех строф - что ж, беды в этом нет. Главное правило в данном случае - правильный порядок (урегулированная последовательность). Способ рифмовки лучше всего чередовать в песенных текстах. Например, куплеты мы пишем одним вариантом, а припев - каким-то другим:

    АбАб
    АбАб
    аББа (припев)
    АбАб
    АбАб
    аББа (припев)

    6. Для всех строф стихотворения необходимо применять одно чередование рифм (мужских, женских, дактилических, гипердактилических). То есть применять один альтеранс, как я выражаюсь. Это очень серьёзное ограничение. Хаотическое (вольное) чередование рифм - явление крайне неприятное в мире поэтики. Но и здесь не всё так жёстко, как кажется. В тех местах стихотворения, где в порядке чередования должна быть женская рифма, можно поставить дактилическую или гипердактилическую (и наоборот). Дело в том, что последние две рифмы рассматриваются в теории стихосложения как увеличенные женские рифмы (не все с этим согласны, но всё же). Причём такая замена совершенна свободна от правильного урегулированного чередования.

    7. Это правило касается использования в стихотворениях вспомогательных стоп, "синкоп", переакцентуированных стоп. Стихотворение должно звучать легко и свободно. И поэтому, чем больше сильных иктов совпадает с ударными слогами, а слабых иктов совпадает с безударными слогами, тем лучше звучит стих. То есть чем меньше в 2-сложниках пиррихиев и спондеев, а в 3-сложниках - тримакров, трибрахиев и прочих вспомогательных стоп, тем приятнее для слуха произведение. Я не призываю вас писать исключительно полноударными метрами, это невозможно. Но факт остается фактом. По крайней мере, надо по возможности стараться меньше вставлять в строчки сверхсхемные ударения (спондеи), потому как они намного больше ломают гармонию стиха, нежели пропуски ударений. Пиррихии звучат мягко, спондеи же, к сожалению, - нет. Также следует категорическим образом избегать "синкоп" и по возможности - переакцентуированных стоп.

    8. Старайтесь писать всё стихотворение в одном времени, не "перепрыгивать" без надобности из прошлого в настоящее или будущее и наоборот. Это очень частая ошибка. Одна строфа или даже строчка написана в настоящем, другая – в будущем, а третья – вообще в прошлом. Извините, но это уже просто чудовищное безобразие. Очень серьёзный минус. За такие недочёты буду ставить незачёты. Так и знайте. Другое дело - если по замыслу в Вашем восхитительном произведении действие сначала разворачивается в одном времени, потом логично переходит в другое... Это уже особенности композиции, которую автор должен продумать заранее. А беспорядочное "скакание" из одного времени в другое говорит о том, что поэт просто запутался в том, что хотел сказать (если он вообще хотел что-либо сказать).

    9. Избегайте слов-паразитов (ненужных слов). Каждое слово в произведении должно играть определенную смысловую (семантическую) и выразительную роль. Не затыкайте ритмические дыры "вредными" словами, будьте благоразумнее, дорогие мои. Очень часто незрелые поэты пользуются, например, междометиями (и не только), чтобы избавить себя от "мук" творчества. Необходимо честно избегать таких хитрых манёвров и не лгать самому себе, создавая самоощущение, что всё в порядке.

    10. Стихотворение должно быть семантически насыщено. Что это значит?.. То, что словарный запас произведения должен быть по смыслу (и даже по звучанию) максимально приближен к теме. Например, мы выбрали тему Африки для своего стиха. Естественно, что в таком произведении нужно использовать как можно больше слов, которые бы рисовали в сознании читателя или слушателя яркую картину этого замечательного континента. В таком случае мы используем слова, например, "жираф", "саванна", "носорог", "копьё", "вождь", "тропики", "акации", "Зимбабве" и другие ассоциативные элементы.

    11. Читабельность стихотворения, его лёгкое и гармоничное звучание определяются не только чисто техническими моментами (как, например, наличием или отсутствием вспомогательных стоп, разделением на строфы и др.). Стиль языка, которым написан стих, в данном случае является также немаловажным фактором. Использование чересчур вычурных и запутанных речевых оборотов сообщает произведению тяжесть и сложность восприятия. Это может отпугнуть читателя. Пишите стихотворение очень простыми фразами - так, чтобы его можно было читать, что называется, с первого раза, не перечитывая по десять раз. Не примитивными, а именно простыми. Здесь нужно чувствовать грань. Но при этом старайтесь, чтобы Ваши фразы были интересными, оригинальными, насыщенными, сочными, красочными и чувственными. "Рисуйте" своё произведение яркими красками, используя необычные эпитеты и контрастные образы.

    Ну вот и всё. Эти правила составлены только для тех, кто хочет писать высококачественные стихотворения. Другие рекомендации для таких людей даны ранее, по ходу лекции. С завтрашнего дня приступаем к практической части нашего курса. Будем учиться писать высококачественные стихи.

    Желаю удачи в изучении величайшего из искусств – поэзии стихов.


    © Copyright: Смирнов Виктор, 2017


    Счётчики читателей         












    .



    мой сотовый телефон для связи 8-906-517-18-59
    .
    --------------------------------------------------