Форум Стебелёк
Форум Стебелёк

поэмы, поэмы муу









Рекомендуемый автор :
..........
Читать ещё....






                                

    Беременность и роды в Средние века ((Глиссуар(

    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   в 2nd Июнь 2019, 14:58

    Беременность и роды в Средние века
    Глиссуар


    Беременность и роды в Средние века ((Глиссуар( Blackmarussia
    Глиссуар
    https://www.proza.ru/avtor/blackmarussia



    Если нет специального уточнения, то по умолчанию предполагается, что речь идет о Средневековой Европе, с учетом того, что некоторые положения относятся ко всему доиндустриальному периоду (то есть до XVIII – XX веков).


    1. Менструации


    • В среднем возраст наступления менархе (первое менструальное кровотечение) зависит от двух факторов: этнического и социального. Как правило, у народов, живущих в жарком климате, половая зрелость наступает на несколько лет раньше (8 - 12 лет), чем у тех, кто живет в холодном (12 – 14 лет). Второй фактор, социальный, влияет на питание девушки, чем оно лучше, тем раньше (точнее, вовремя) наступает менархе, в то время как недоедание и истощение могут спровоцировать задержку полового созревания. Отсюда теория, что при жестком социальном разделении в обществе девочки из богатых семей созревали на пару лет раньше, чем их ровесницы из простых. В любом случае, возраст начала месячных, помимо этих двух факторов, определяется еще и кучей индивидуальных и спокойно может колебаться от 8 до 14 лет.

    • С момента начала менструаций девушка считалась формально зрелой для брака и половой жизни, но это не значит, что ее моментально выдавали замуж и заставляли рожать. Это зависело от политической и экономической целесообразности. В крестьянских семьях имело смысл отдавать дочь попозже (все-таки рабочие руки), но при этом стараться не передержать.

    • У многих народов менструации считались чем-то «грязным» и «нечистым», женщин в этот период изолировали, ограничивали в каких-то занятиях (например, приготовление пищи и посещение церкви). Отчасти это делалось еще и для того, чтобы защитить женщину от насмешек и пренебрежения, так как средства гигиены того времени не всегда позволяли скрывать состояние женщины.

    • Средства личной гигиены в период менструации долгое время не развивались из-за того, что не было особой нужды их развивать, в условиях доиндустриальных темпов воспроизведения населения, женщина большую часть своей взрослой жизни находилась в состоянии беременности или лактации, и могла встретиться с менструацией всего несколько раз за всю жизнь.

    • Коротко о средствах личной гигиены по периодам:
    - первобытность – кора деревьев, листья растений, шкуры животных, морские губки или же попросту ничего;
    - Древний мир (Египет, Греция, Рим, Вавилон) – примитивные тампоны и прокладки из папируса, полотна, комков ваты или иной материи, как правило, многоразового использования;
    - Азия (Япония, Китай, Индия) – одноразовые бумажные салфетки-прокладки, удерживаемые при помощи специального пояса из куска ткани, пропускаемого между ног;
    - Средневековая Европа – нижняя часть сорочки (нательной рубашки) или нижней юбки, которая пропускалась между ног;
    - Россия - «срамные порты» - специальные штаны, надевавшиеся под юбки и впитывающие все выделения.

    Современные одноразовые средства личной гигиены вошли в повседневный обиход лишь во второй половине – конце ХХ века; в России вплоть до распада Советского Союза пользовались самодельными прокладками и тампонами, слепленными из ваты, /спичек и желудей/ марли и туалетной бумаги.


    2. Беременность


    • При всей кажущейся очевидности закономерностей, механизм возникновения беременности был в древности непонятен. Большое значение придавалось влиянию высших сил, «Божьей воле» и так далее.

    • У представительниц знатного рода овуляцию и предполагаемую беременность определяли специальные врачи, иногда по совместительству астрологи, путем подсчета дней и выявлению некоторых таинственных «признаков». Для этого женщине измеряли пульс и температуру, расспрашивали о самочувствии, осматривали молочные железы. К менструальному циклу как к самому первому и надежному признаку относились с недоверием. Зато популярностью пользовались всякие эксперименты с мочой, что самое интересное, современные ученые даже обнаружили в этом какой-то смысл.

    • Зачастую распознать «ложную беременность» (которые случались довольно часто из-за жесткого социального давления) получалось только по отсутствию шевеления плода и родовой деятельности в положенное время.

    • Удачное наступление беременности связывалось в первую очередь с ролью женщины – ее здоровьем и благочестием, плодовитостью женщин в ее роду. Если желанная беременность в семье не наступала, обвиняли в этом почти всегда женщину, так как считалось, что мужчина не может быть бесплодным при условии, что способен завершить половой акт. В то же время, если женщина, получившая развод по причине заявленной неспособности родить наследника, затем успешно рожала сыновей от другого мужчины (как это произошло, например, с Элионорой Аквитанской), ее первый муж становился предметом насмешек. Если в браке дети появлялись лишь спустя долгое время и в количестве одного – двух, это было поводом для слухов о предполагаемой измене.

    • На зачатие, причем непременно мальчика, пытались повлиять бессчетным количеством бесполезных суеверий и обычаев, среди которых: секс в строго определенной позе, расчет совместимости супругов по гороскопу или путем смешивания мочи, времени суток полового акта и т.д., не считая бесконечных молитв, заговоров и примет.

    • Влияние позы чрезвычайно преувеличивалось. Например, в одном из рассказов Декамерона мужчина верит, что сам забеременел, так как позволил жене в постели быть сверху.

    • Что касается женского оргазма или хотя бы женского удовольствия и их влияния на зачатие, то здесь встречались два противоположных взгляда. Жидкость, выделяемая женскими половыми органами во время секса, иногда тоже называлась «спермой» или «семенем». Соответственно, одна теория заключалась в том, что «женская сперма» портит мужскую, то есть ее выделение во время совокупления нежелательно. Другая теория, наоборот, заключалась в том, что для зачатия необходимо удовольствие обоих партнеров, то есть соединение жидкостей. К слову, эта теория отвергала возможность наступления беременности в результате изнасилования, ведь если было удовольствие, значит, было и согласие.

    • Поскольку главным и единственным признанным христианской церковью назначением секса было именно продолжение рода, как правило после обнаружения беременности сексуальная жизнь между супругами прекращалась до родов и последующего восстановления менструального цикла.

    • Именно стремлением ускорить восстановление репродуктивных функций после родов и, следовательно, ускорить следующую беременность, объясняется отказ от грудного вскармливания ребенка и передача его кормилице – лактация замедляет восстановление цикла.

    • Никаких способов поддержания и сохранения беременности не знали, поэтому часто случались выкидыши, спровоцированные плохим питанием, тяжелым физическим трудом, стрессом, соблюдением поста (в исламе необязателен; в христианстве допускаются только послабления), ездой верхом или тряской в телеге. Рассчитывать на отдых женщина могла лишь при явном недомогании на позднем сроке.

    • Выкидыши и мертворождения случались часто и на очень поздних сроках.

    • Неправильно проходящая беременность (например, внематочная) равнялась смертному приговору для матери практически в 100% случаев.

    • Контрацепция – была! Только вся неэффективная и в основном предназначенная для защиты от сифилиса, которого в Европе очень боялись, нежели от нежелательной беременности. Самый древний, он же самый простой способ, изобретенный еще ветхозаветным Онаном – метод прерванного полового акта. Впрочем, церкви одинаково не нравились все ухищрения на этот счет.


    Последний раз редактировалось: Neformal (25th Сентябрь 2019, 08:56), всего редактировалось 2 раз(а)
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   в 2nd Июнь 2019, 14:59

    3. Роды

    • Смертность, смертность и еще раз смертность – это не преувеличение, это факт. Огромная, просто чудовищная женская и младенческая смертность в результате родов. Можно разделить на две категории:

    - смерть непосредственно в родах, при неудачном их течении, гибели плода внутри и последующей интоксикации тела матери (так, например, умерла первая жена императора Павла I) либо неудачных попытках извлечь плод, приводящих к смерти матери;

    - смерть в результате «родильной горячки» или «огневицы», представляющей собой обширное заражение крови, возникающее в результате разрывов половых органов во время родов и банального попадания туда грязи.

    В любом случае смерть женщины была долгой (несколько суток) и мучительной, медицина не могла обеспечить практически никакой помощи или хотя бы облегчения боли. Факторы, способствовавшие высокой смертности:

    - непонимание, просто неспособность понять природы возникновения заражений и инфекций, отсутствие понятия о стерильности вплоть до второй половины XIX века;

    - отсутствие хоть сколько-нибудь эффективных средств борьбы с заражением крови и/или перитонитом (нет, это не лечится травками, и даже утоплением в антибиотиках не всегда лечится);

    - кесарево сечение, несмотря на глубокую древность, до XIX века приводило к смерти женщины практически в 100% случаев, веками было под запретом и обычно производилось на уже мертвой женщине, ради небольшого шанса спасения ребенка;

    - изобретение других акушерских средств, таких, как например, щипцы, относится уже к XVIII веку.

    • Бытует мнение, что самыми опасными являются первые роды, так как именно при них особо часто происходят разрывы. По моим подсчетам, на первые роды приходится четверть случаев смерти в родах. В качестве репрезентативной выборки были взяты 50 женщин (преимущественно европейских принцесс живших не позднее XIX века, возрастом от 14 до 40 лет, рожавшие от одного до 14 раз). И вот что получилось:

    - в 26% к смерти приводили первые роды;
    - в 20% вторые роды;
    - в 14% третьи роды;
    - в оставшихся 40% четвертые и последующие роды (включая восьмые, девятые и так далее).

    Хорошее понимание природы женской смертности и опыта борьбы с ней может дать книга Поля де Крюи «Борьба со смертью» (о реалиях XIX – XX веков).

    • Помогали при родах повитухи и другие женщины, уже рожавшие, например, подруги или родственницы роженицы. Только в знатных и богатых семьях при родах присутствовал врач. Где-то неподалеку всегда держали священника на случай, если что-то пойдет не так. И все, разумеется, молились. У одной королевы был такой большой стаж мертворождений, что священник умудрился окрестить очередного ее ребенка за 2 минуты после появления на свет, ровно уложившись в то время, которое младенец прожил.

    • Довольно частый мотив в фольклоре многих народов – осложненные роды и чудесное спасение ребенка какой-то потусторонней силой. У германских народов встречается и обратный мотив – сложности возникают у мифических существ (фейри, эльфы, подземный народ) и они приходят за помощью к женщине-повитухе.

    • Не беря случаи родов в поле, хлеву или под кустом, что тоже не было редкостью, обычно для родов заранее отводилось специальное помещение, по возможности чистое (хотя понятие чистоты в то время было весьма условным) – либо отдельная комната, либо, если это изба, то огороженный простыней угол комнаты.

    • Рожали обычно лежа или сидя, причем совсем не обязательно в специальном кресле, иногда роженицу просто поддерживали в нужном положении другие женщины. Могли посоветовать встать и походить, попробовать тужиться стоя, опершись обо что-то. Если роды были очередные, роженица сама решала, как ей удобнее.

    • Учитывая, что процесс был долгим и мучительным, в родильном помещении зачастую кроме благочестивых молитв о благополучном исходе, случалось, проскальзывал и крепкий матерок.

    • Зачастую после родов ни мать, ни ребенка не обмывали, а просто вытирали насухо, удаляя кровь и слизь, после чего тело ребенка растирали маслом и сразу туго запеленывали.

    • Наконец, если ребенок оказывался мальчиком, начинались песни и пляски с бубнами, если девочка – радости было поменьше.


    4. Аборты


    • Аборты были известны во всех человеческих культурах во все времена. Не исключено, что это вообще одно из первых вмешательств в организм, которое освоили люди. Но отношение к абортам в разных культурах и на разных этапах развития человечества различалось от вполне нейтрального (хотя даже в обществах, где аборты были легитимизированы, находились резкие противники, что указывает на то, что этот аспект всегда был этически неоднозначным) до резко негативного.

    - В языческие времена к абортам относились довольно снисходительно, хотя массив письменных источников доносит до нас плюрализм мнений – с одной стороны, это была совершенно обычная практика для контроля рождаемости, с другой – прибегали к ней преимущественно женщины богатые и не из благородных побуждений (сокрытие измены, забота о сохранении фигуры), что вызывало осуждение. Ссылаясь на философов, одобрительно высказывавшихся об абортах (Платон и Аристотель), необходимо учитывать их взгляды в комплексе, как часть общей евгенистической политики (аборты + детоубийства).

    - Даже в языческих культурах абортированного ребенка редко ждет что-то хорошее: например, в славянской мифологии убитые так или иначе дети превращались в злобную нежить или зловредных духов.

    - С пришествием христианства отношение общества к абортам резко изменилось – аборты были повсеместно запрещены и сурово карались вплоть до смертной казни (правда такое наказание не было массово применяемой практикой из-за абсолютной неискоренимости проблемы). В христианской этике аборт – страшнейший грех, хуже обычного убийства, так как обрекает душу нерожденного ребенка на пребывание в Аду до Второго пришествия (потом их участь все-таки смягчится). В случае если аборт производился в браке с согласия мужа – грех ложился и на него тоже, иногда даже в большей степени на него.

    - Отношение к аборту и детоубийству (правильно рассматривать эти два явления в комплексе применительно к древности) всегда очень зависело от его причин в каждом конкретном случае – резко негативно в случае прелюбодеяния (а именно от незаконных детей избавлялись в первую очередь) и более спокойно в случае крайней бедности семьи и других объективных причин.

    - В отличие от христианства, где с абортами было все четко и однозначно, в исламе эта проблема всегда была дискуссионна. Принципиальным является срок беременности, поскольку в исламе душа вселяется в тело на 120-й день после зачатия. Хотя встречаются и запреты на аборты после 40 дня, без уважительных на то причин, а также полные запреты на прерывание беременности на любом сроке. И, опять же, все упирается в вопрос о том, от кого беременность и дал ли муж свое согласие на ее прерывание.

    • Применительно к древности было бы неверным разделять аборты и детоубийства, как они жестко разделены в современной правовой системе, а тогда это, по сути, были две разновидности одного явления – избавления от нежелательных детей, причем второе было зачастую даже более распространено, чем первое. В случае, когда ребенок был по каким-то причинам нежелателен, проще всего (и наиболее приемлемо социально) было окрестить его и просто перестать кормить. (Вспомните устойчивое советское (!) выражение «умирать на подоконнике» – это, если что, о недоношенных детях).


    © Copyright: Глиссуар, 2016


    Счётчики читателей         












    .



    мой сотовый телефон для связи 8-906-517-18-59
    --------------------------------------------------