forpoems - форум самодеятельных стихотворений

поэмы, поэмы муу









..........
...ВАША ТЕМА НИЖЕ!.....>>А вот форум-подвал автора..(ссылка)






                                

    О Лермонтове. Печаль моя полна тобою

    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   Сб 18 Май 2019 - 10:16

    О Лермонтове. Печаль моя полна тобою
    Мита Пе
    Недавно читала одностишия Владимира Вишневского и удивлялась его необыкновенному таланту: как он умеет легко, смешно, и, главное, супер-коротко сказать о животрепещущих моментах человеческой жизни! Мне бы так научиться, но, увы, с талантом надо родиться.

    На днях я смотрела советский художественный фильм 1979 года о Чайковском, его играл Иннокентий Смоктуновский, а Надежду фон Мекк Антонина Шуранова ... несколько дней находилась под впечатлением. Не от фильма: по современным меркам фильм достаточно слабый, но он вызвал во мне долгие невесёлые мысли о том, как судьба повеселилась на этих двух людях: связала в тугой узел гениальный дар и деньги! Два человека лучшую часть своих жизней прожили под тяжким бременем: она в любви к нему, он в нелюбви к ней, а оторваться друг от друга им не было никакой возможности ...

    Как беда не приходит одна, так и грустная мысль приходит не одна, а в компании невесёлых подружек. От грустных размышлений о Чайковском мысль перескочила на не менее грустного Лермонтова. Их жизни перехлестнулись на один год, Чайковский родился в 1840 году, а Лермонтов погиб в 1841-м ... Один гений сменил другого: Лермонтов Пушкина, Чайковский Лермонтова ...

    Талантливые люди редко бывают счастливыми, не потому что талантливы, а потому что счастье не способствует творчеству. Подтверждение в пословице - "если у вас нет трудностей, придумайте их (или купите за большие деньги)".

    Для примера вспоминаю один из шедевров Вишневского: "О, как внезапно кончился диван!.. " Это смешное высказывание на грани фола, каждый понимает его неоднозначно, и я тоже, но в данном случае я объясню смысл применительно к теме моих мыслей о таланте.

    Он в том, что пока наслаждаешься счастливым бездельем на диване, мозг не способен напрягаться для творчества, а как свалишься с дивана "в большую жизнь", тут и начинаются трудности (проблемы, заботы, несчастья и т.д.). Талант любит погружение в несчастья, он их алкает, питается ими, и чем несчастливее жизнь, тем выше у человека способности к созиданию.

    О Лермонтове я всегда думаю грустно. Жизнь у него такая была, вроде всё есть для счастья, а счастье получается с приставкой "не" ... Конечно, он хотел счастья, ждал его и страшился, гнал от себя, отставлял на "завтра", как оставляют "на завтра" кусок хлеба, чтобы была пища и на следующий день.

    Пушкин тоже боялся быть счастливым. Пребывая в счастье, он терзался от мысли, что оно вот-вот кончится! Несчастливый с детства, получив счастье в образе любимой женщины, он боялся раствориться в нём и поверить, что по-настоящему счастлив! Может, этот страх тоже подпитывал его творчество?

    Лермонтов говорил о себе (словами Печорина): "И силы были во мне необъятные, и предназначение высокое ..." А приложить эти божии дары было не к чему, вот он и задирал судьбу, пока она не обозлилась на него.

    Лермонтов, он разный, не хрестоматийный, а живой и трепетный. Погиб в 27 лет, практически мальчишка ... Все свои неиспользованные желания, неисполненные мечты, обиды, надежды, ущемлённую гордость, браваду, злость он выкладывал в стихах.

    Любой автор, и поэт в первую очередь, живёт в своих творениях. Каждое стихотворение Лермонтова (о прозе не говорю, ибо он там явный) - не застывший образ, а живой портрет прежде всего его самого ...

    Говоря о Лермонтове, обязательно вспоминается Пушкин:
    "Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою."

    Слова одного гения очень подходят к другому гению, но ... если о Пушкине я могу вспомнить со светлой печалью, то о Лермонтове вспоминается с печалью грустной.
    Грустная печаль - красная линия творчества Михаила Юрьевича, будь то поэзия или проза.

    Но Лермонтов не печальный демон, он не дух изгнанья, он добрый, мягкий, доверчивый, самолюбивый, пусть обидчивый, но прощающий и переживающий и - в какой-то степени оптимистичный в своей надежде, таким я чувствую его в этом коротеньком стихотворении:

    В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть:
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.
    Есть сила благодатная
    В созвучье слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.
    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко...

    Счастлив или несчастлив в судьбе, теперь всё равно, но Михаил Юрьевич был (есть и будет) великим поэтом, а что для кого лучше? Для него - первое, потому что у него была жизнь, для потомков - второе, потому что после жизни (хоть и короткой) сохранилось написанное творчество.

    А сейчас попробую сказать о необъятном русском гении коротко (в духе Вишневского или японского хокку), но не стихом, а прозой:

    "В далёком 1814 году в ночь со 2-го на 3-е октября
    родился мальчик Михаил,
    которому предназначено было стать
    великим русским поэтом и писателем."


    © Copyright: Мита Пе, 2018
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   Сб 18 Май 2019 - 10:18

    Ещё раз о Лермонтове

    Александр Владимирович Карпенко
    Вышла в свет задуманная мною книга. 29 мая в Грозном состоялась её презентация в рамках Международной научной лермонтовской конференции «Лермонтов, Россия, Кавказ: движение во времени». Книга создана в сотрудничестве с опытным практиком и аналитиком следственной работы Заслуженным юристом РФ Валерием Ивановичем Прищепом и получила название «Оправдание Лермонтову». Книга стала результатом нашего совместного системного анализа исторических документов и материалов множества исследователей жизни М.Ю. Лермонтова с позиции людей, чьей профессией долгие годы было раскрытие и расследование преступлений.
    Рождение книги оказалось чем-то сходным с расследованием. Пока отрабатываешь главу или эпизод, ещё не знаешь, куда он приведёт. Скажем, я в Твери набрасываю раздел, касающийся функций секундантов. В это время в Москве Валерий Иванович отрабатывает главу об оружии и пересылает мне электронной почтой сведения о пистолетах Тульского оружейного завода, об изысканиях специалистов и экспертов. Мне приходится перерабатывать свой раздел с учетом особенностей действий секундантов применительно к оружию лермонтовского времени. Тут выясняются подробности экспериментов И.Л. Андроникова и Л.И. Тарасюка. В итоге книга получила не одну, а три главы об оружии. Мы, соавторы, спорили, искали консенсус и, руководствуясь исторической достоверностью, выработали свой принцип: "Когда исключается невозможное, то остается только то, что могло иметь место". По распределению функций формулирование окончательного текста книги легло на В.И. Прищепа. Он же представлял её на конференции в Грозном. Опровержений основных доводов книги там не прозвучало, хотя наиболее рьяные сторонники канонической дуэльной версии гибели поэта остались при своём мнении. Если Валерий Иванович согласится, я размещу текст его выступления на моей странице Проза. ру. Читателю же книги мы предложили пройти вместе с нами по историческому фону трагедии и составить собственное о ней мнение. На наш взгляд, книга содержит около 12 аспектов, не замечавшихся ранее в трудах о судьбе Лермонтова.
    Для авторов эта книга безгонорарная. Её тираж в 500 экз. сейчас распространяется исключительно через участников конференции. В сеть Интернет выставлена не будет. Свои авторские экземпляры мы точечно раздаем нескольким библиотекам и музеям Лермонтова. Вместе с тем, имеем основания надеяться на скорый выход журнального варианта книги существенно большим тиражом. О чём своевременно извещу посетителей моей страницы.


    © Copyright: Александр Владимирович Карпенко, 2014


    Счётчики читателей         












    .



    мой сотовый телефон для связи 8-906-517-18-59
    .
    --------------------------------------------------