forpoems - форум самодеятельных стихотворений

поэмы, поэмы муу









..........
...ВАША ТЕМА НИЖЕ!.....>>А вот форум-подвал автора..(ссылка)






                                

    Билет 33 Тысяча душ и Кто виноват? ((Георгий Липатов(

    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   30th Май 2019, 16:55

    Билет 33 Тысяча душ и Кто виноват?
    Георгий Липатов





    Свою книгу "Кто виноват?" Герцен назвал "романом в двух частях". Но  он называл эту книгу и повестью: "Кто виноват?" была первая повесть, которую  я написал". Это и был роман в нескольких повестях, имеющих  внутреннюю  связь, последовательность и единство. "У Искандера, - отмечал  Белинский,  -  мысль всегда впереди"Композиция романа "Кто виноват?" в высшей степени  оригинальна.  Только первая глава первой части имеет собственно романическую форму  экспозиции  и завязки действия - "Отставной генерал и учитель,  определяющийся  к  месту". Далее  следуют:  "Биография  их  превосходительств"  и  "Биография   Дмитрия Яковлевича  Круциферскаго".
     Глава  "Житье-бытье"   являет   я   главой   из правильной формы повествования,  ио  за  ней  следует  "Биография  Владимира Вельтова".При  видимой  отрывочности  повествования,  когда  рассказ  от   автора сменяется  письмами  героев,   выдержками   из   дневника,   биографическими отступлениями,  роман  Герцена  был  строго  последователен.  "Повесть  эта, несмотря на то, что она будет состоять из отдельных глав и  эпизодов,  имеет такую целость, что вырванный  лист  испортит  все",  -  пашет  Герцен.  Свою задачу он видел не в том, чтобы "разрешить  вопрос",  а  в  том,  чтобы  его верно обозначить. Поэтому он избрал "протокольный" эпиграф:  "А  случай  сей за неоткрытием виновных предать воле божей, дело  же,  почислив  решенным, сдать в архив, Протокол".Среди героев Герцена нет "злодеев", которые бы сознательно  и  преднамеренно творили зло своим ближним. Ею гаров - дета века, не лучше и не хуже  других; скорее даже лучше многих, а в некоторых  из  них  есть  залоги  удивительных способностей и возможностей. Даже генерал Негров,  владелец  "белых  рабов", крепостник а деспот по обстоятельствам      своей жизни, изображав как человек, в котором "жизнь задавила  не  одну возможность".  Мысль  Герцена  была  социальной  по  существу,   он   изучал психологию своего времени а видел прямую  связь  характера  человека  с  его средой.
         Герцен называл историю  "лестницей  восхождения".  Эта  мысль  означала прежде всего духовное возвышение личности над условиями  жизни  определенной среды. Так, в  его  романе  "Кто  виноват?"  только  гам  в  тогда  личность заявляет о себе, когда она отделяется от -своей среды;  иначе  ее  поглощает "пустота" рабства и деспотизма.
         И вот на первую ступень "лестницы восхождения"  вступает  Круциферский, мечтатель и романтик, уверенный в том, что в жизни  нет  ничего  случайного. Он подает  руку  Любе"  дочери  Негрова,  помогает  ей  "подняться".  И  она поднимается вслед за ним, но ступенькой выше. Теперь она видит  больше,  чем он; она понимает, что Круциферский, робкий и смятенный  человек,  не  сможет больше сделать ни шагу "вперед и выше",      А когда она поднимает голову, то взор ее падает на  Бедь-това,  который был на той же "лестнице" гораздо выше, чем она. И Люба сама протягивает  ему руку...      "Красота и вообще сила, но она действует  по  какому-то  избирательному сродству", - пишет Герцен. То же он мог бы сказать  и  об  уме.  Вот  почему Любовь Круциферская и Владимир Бельтов не могли не узнать друг друга: в  них было  8ТО  сродство,  которое  действует  избирательно.  Все  то,  что  было известно ей лишь как острая догадка, ему  открывалось  как  цельЪое  знание. Это была натура "чрезвычайно деятельная внутри, раскрытая  всем  современным вопросам, энциклопедическая, одаренная смелым и резким мышлением".
        Но в том-то,и дело,  что  эта  встреча,  "случайная"  и  вместе  с  тем "неотразимая", ничего не изменила в  их  жиЗни,  а  лишь  увеличила  тяжесть действительности,  внешних  препятствий,  обострила  чувство  одиночества  и отчужденности. Жизнь, которую  они  хотели  изменить  своим  "восхождением", была неподвижна и неизменна. Она похожа на ровную степь,  в  которой  "ничто не колышется". Первой это почувствовала Люба, когда ей показалось,  что  она вместе с Круциферским  потерялась  среди  безмолвных  просторов:  "Они  были одни, они были в степи". Герцен разворачивает  метафору  и  применительно  к Бельтову, выводя ее из народной пословицы "Один в поле не  воин":  "Я  точно герой народных сказок... ходил по всем раа-путьям и кричал: "Есть ли а  поле жив человек?" Но жив челоч век не откликался... Мое несчастье!..  А  один  в поле не ратник. Я и ушел с поля..."     "Кто виноват?" - интеллектуальный роман. Его герои - люди мыслящие,  но у них есть свое "горе от ума". И состоит оно в  том,  что  со  всеми  своими "блестящими идеалами" они принуждены были шить "в  сером  свете",  оттого  и мысли их кипели "в действии пустом". Даже гениальность не  спасает  Бельтова от этого "мильона терзаний", от сознания того, что "серый свет" сильнее  его "блестящих идеалов",  если  его  одинокий  голос  теряется  среди  безмолвия "степи".В этой повести Герцен говорил не. только о "внешних преградах", но и  о внутренней  слабости  человека,  воспитанного  в  условиях   рабства.   "Кто виноват?" - вопрос, который не давал  однозначного  ответа.  Недаром  поиски ответа  на  гер-ценовскнй   вопрос   занимали   самых   выдающихся   русских мыслителей - от Чернышевского и Некрасова до Толстого и Достоевского.


    Последний раз редактировалось: Neformal (19th Октябрь 2019, 06:44), всего редактировалось 1 раз(а)
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   30th Май 2019, 16:55

    Творчество А.И. Герцена: темы, жанровое своеобразие, проблема¬тика.
    Александр Иванович Герцен (1812-1870). Он всю жизнь посвятил борьбе с самодержавием. В конце концов, его лишили российского гражданства и он жил в Женеве, издавая с Огаревым «Колокол». Начал писать Герцен в романтич. стиле. Сначала писал беллетристику. «Кто виноват?». Роман вышел в 1847 г. Первая часть опубликована в «Отеч.записках». Полностью вышел отдельной книжкой как приложение к «Совр-ку». Множество «+»отзывов Некрасова, Огарева. Это яркий пример романа НШ.(физиология-город NN,его быт и нравы,рацион-я основа романа- четкая композ.) Вопросы: семья и брак, положение женщины в обществе, проблема «лишнего человека». Антикрепостнический пафос. Названием книги Г. хочет узнать: кто виноват в том, что рус. люди никому не нужны? Особ-ти композиции – книга состоит из биографий Бельтова, Негровых (образ рабовладельцев) и других людей, судьбы которых взаимосвязаны. К концу романа все биографии соединяются в нечто целое. Критик Страхов: «Виновата жизнь, действительность». Герцен первым ставит вопрос о воздействии действительности на человека. К концу романа все биографии объединяются в нечто целое. 1я часть–экспозиция,2ячасть–дей-е,сюжетная часть:судьбы героев в наст.времени,любовн.треугол-к. Разорванность романа продолжает традиции «Героя нашего времени». Сюжет: действие начинается в русской провинции, в семье богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова, бестолкового хозяина. У него в доме живёт Дмитрий Яковлевич Круциферский, учитель сына Негрова, Миши, которого тяготит пошлая и грубая жизнь Негровых. Круциферский влюбляется в дочь Негрова Любоньку, рождённую от крестьянки. Она также влюбляется в него, как, впрочем, и Глафира Львовна, жена Негрова. Круциферский в темноте, перепутав её с Любонькой, объясняется в любви. Оскорблённая Негрова рассказывает мужу и тот хочет заставить Круциферского жениться на ней и тот соглашается. Через 4 года в город приезжает Владимир Бельтов, молодой, богатый, бывший чиновник, долгое время путешествовавший по Европе. Он разочарован городом и его обществом, которое тоже невзлюбило чужого и непонятного человека. У Круциферских тем временем всё в порядке, родился сын. Неожиданно в городе начинают распространяться слухе о романе Бельтова с Любонькой, и это действительно так. Бельтов признаётся ей в любви, она отвечает, что не может предать мужа. Все узнают об этом, общество в шоке, Любонька заболевает, все решают вопрос «кто виноват?» в этой ситуации. В итоге обвиняют Бельтова и он уезжает из города. Круциферский спивается, Любонька очень серьёзно болеет, сидеть с ней приезжает мать Бельтова. Итог – три сломанных судьбы. Идеологический конфликт Бельтов (романтический максимализм) – Крупов (прагматизм, консерватизм).

    Противоречивость образа героя времени в романе А.Ф. Пи¬семского "Тысяча душ".
    Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881). Выходец из небогатой дворянской семьи, выпускник Московского университета по математическому отделению, костромской чиновник. «Тюфяк». «Брак по страсти», «Комик», «Леший», «Фанфарон», «Питерщик», «Плотничья артель»- первые сочинения обнаруживали явное влияние идей и стилистики НШ.«Очерки из крестьянского быта» (1856) свидетельствовали о глубоком знании писателем народной жизни. В1858 роман «Тысяча душ», повествующих о судьбе новоявленного героя нашего времени Калиновича. Название романа - "Тысяча душ" - лишь внешне соотносится с гоголевскими "Мертвыми душами". Роман «Тысяч.душ»и построен чрезвычайно архитектонично: каждая из четырех частей несет определенное сюжетное задание, интрига развивается четко, драматично и получает свое полное завершение. Герой романа - Калинович - сильный, волевой разночинец, с университетским образованием, уверовавший в идею честного служения государственной бюрократической машине. Он - сочетание служебной безупречности с личной честностью. Он достигает больших успехов, сделавшись сначала вице-губернатором, а потом и губернатором. Но ради дальнейшей петербургской карьеры жертвует искренней любовью к Настеньке. Образ Настеньки - большая удача Писемского в области изображения "новых людей". Провинциальная девица обладает волей и характером, сильным чувством и трезвым умом. Вместе с тем ее внутренний мир не осквернен разгулом честолюбивого цинизма, которого так много у центрального героя.У Писемского речь идет буквально о желании героя романа приобрести тысячу душ крестьян, разбогатеть путем выгодной женитьбы, для придания себе общественного веса и преуспеяния на бюрократическом поприще.Сластолюбец, расчётливый карьерист и носитель просвещения. К. беден, но полон честолюбивых планов.


    © Copyright: Георгий Липатов, 2010


    Счётчики читателей         












    .



    мой сотовый телефон для связи 8-906-517-18-59
    .
    --------------------------------------------------