Чернов Андрей
Что общего в словах: обет, беда, обед, берег, оберег, берлога, обежать, бег? Любой заметит сочетание букв -бе-. Зададимся вопросом несет ли оно какой-то смысл. Рассмотрим эти слова с точки зрения древнего человека-охотника: обет - клятва на тотемном животном; беда-действие причиненное животным; обед- блюдо из мяса животного; берег-место выхода животных к воде; оберег-символ тотемного животного; берлога-место лежки животного; обежать-создавать животным неприятности; бег-движение животного. Нетрудно заметить, что в этих словах относительно древних охотников речь идет о животном, то есть слог -бе- несет смысловое содержание или означает животное, и по звуку это блеяние овцы.
Почему, когда мы произносим глаголы "стрелять", "расстрелять", "подстрелить", нам представляется уже применение огнестрельного оружия с пулями, ядрами и снарядами, хотя логичнее использовать глагол "пулять", если стреляют пулями, глагол "ядрить", если - ядрами, глагол "снарядить", если стреляют снарядами. Причём в слове "снарядить" ударение должно падать на слог "-ря-", так как при ударении на слог "-дить" глагол приобретает более смысл "деяния" нежели "действия со снарядом"..
Или со словом «злодей» у слышащего возникает образ злобного человека. Но если вдуматься в смысл частей, составляющих слово «зло-» и «-дей», то поймем его значение как «зло делающий». Слово «зло» в свою очередь происходит от устаревшего «зело» в значении «очень», «чрезмерно». Тут мы сталкиваемся с понятием меры, к которому человек всегда относился как к «божественному равновесию», любое смещение которого грозило неприятностями и бедами, то есть злом.
В древности одним из способов словообразования было озвончение или оглушение согласных. В Псалтыри написано «буря зельна», что значит «буря сильна». А древнее «зелено вино» совершенно не означает , что оно должно быть зеленого цвета, скорее по современной терминологии это крепленное вино с большим содержанием спирта, или иноче говоря «злое вино». Ещё в современной южно-русской речи можно услышать словосочетание «злая горчица», что означает - «горчица по вкусу очень жгучая». То есть наречию «зело» (очень) соответствует наречие «чрезмерно», либо «сильно».
Этимологически «зло» – изменённая форма слова «силы», то есть в обоих словах присутствуют одинаковые согласные звуки. Сравните «буря зельна» - «буря сильна».
Итак очевидно, что в представлении древнего человека злодей - это сильный человек, способный разрушить устоявшееся равновесие в любых его проявлениях.
Когда Конфуция спросили,что бы он сделал первое, если бы стал правителем страны, он ответил, что вернул бы словам их первоначальное значение.
Козьма Прутков высказался проще, заявив: « Зри в корень».
И действительно в корнях слов, сложенных из слогов, скрыт первоначальный, сокральный, влияющий на подсознание смысл звуков, созданными самой природой, повторенными древними людьми и отшлифованными не одним тысячелетием истории древнего человека.
Речь аналогична живому организму. Она развивается или угасает под воздействием внешних факторов, приобретает новое звучание при столкновении с новыми обстоятельствами или иной речью, но всегда дополняется, если уровень культуры ее превосходит уровень культуры на нее воздействующей, либо угнетается, если воздействующая сила несет в себе большую культурную ценность.
Если положить это в основу наших рассуждений, то не удивительно, что именно русский язык имеет самый богатый словарный запас. А вместе с родными нам братскими славянскими языками — имеет подавляющее преимущество.
Возраст русского языка, развившегося как и все славянские языки из протославянского языка, насчитывает более десяти тысяч лет. Протославянский примитивный язык зародившийся более сорока тысяч лет назад, состоял из подражательных открытых слогов-звуков, несущих смысловое значение, как более легких в произношении, он стал основой все славянских и остальных индоевропейских языков.
Несомненно протославянский язык не был столь изощренным как современный русский и имел всего две-три тысячи слов, а разговорно применялось соответственно не более тысячи слов, но практически все согласные звуки, присутствующие сегодня в русском языке были.
Протославянский примитивный язык, состоящий из подражательных открытых слогов-звуков, несущих смысловое значение, как более легких в произношении, стал основой все славянских и индоевропейских языков.
Произнося слоги-звуки один за другим и в разной последовательности, было возможно передавать больше информации, то есть слоги складывались в слова, а слова - в предложения . Слоговый язык - наследие палеолита превращался в говор, в котором слоги составляли слова-предложения.
За тысячи лет русский язык претерпел много потрясений, но главную слоговую суть своего материнского протославянского языка, существовавшего за долго до него , он не растерял.
Для русского человека очень характерно создавать новые слова из известных корней, как например с детства известное имя доктора-Айболита. Дети повторяют его не задумываясь о смыслосодержании.
Не будем далеко искать, поищем корни протославянского языка в нашем родном, великом и могучем русском языке, в его открытых слогах слов, то есть слогах, у которых на первом месте стоит согласный звук, а на втором- гласный А и О для придания твердости согласным, а Е и И для смягчения. Гласные У, Э, Ы, а тем более Ю и Я появились значительно позже, когда появилась в них необходимость в результате развития культуры и соответственно речи. Причем не забываем,что гласный звук в русской речи не имеет четкой фиксации, то есть слоги ныне оканчивающиеся на звуки О могли раньше оканчиваться на А, а Е на И и на оборот.
Итак откроем словарь В.И.Даля, самый авторитетный в настоящее время. Будучи нерусским человеком по происхождению (отец-датчанин, мать-немка), он в течение пятидесяти трех лет (!) составлял словарь часто непонятных, чуждых ему слов, добросовестно записывая значение слов из уст людей, произносивших их. За его гражданский подвиг ему огромная благодарность.
Основное внимание уделяем словам с одним-двумя гласными звуками, словам, которые по смыслу могли употребляться древними людьми,занятыми натуральным хозяйством, рыболовством и охотой, словам обозначающим части тела, явления природы, отношения и родственные связи между людьми, словам, применяемым селянами и поныне, словам, которые произносят дети в начале своей жизни. Ведь дети, развиваясь, повторяют весь генетический путь развития человека, сначала в утробе матери физически, а родившись — социально. Ребенку возрастом от двух до десяти лет не понятна речь взрослого человека, понимает он сказанное взрослым либо эмоционально, либо односложно, то бишь на слоговом-звуковом уровне. Устами детей глоголит истина — не простые слова, а суть проверенная тысячелетием. Первые написанные печатными буквами слова ребенка по принципу: что слышу, то и пишу, отражают суть слова, поэтому им не понятно правописание взрослых. Поэтому дети пишут "гара", а не "гора", "галава", а не "голова", "вогзал" вместо "вокзал", "облоко" вместо "облако", "нага" вместо "нога".
Слово "вокзал" надуманно сделано словарным. По сути это сложносоставное слово означающее "вагонный зал" или "вагзал", то есть крытое помещение куда подавался состав вагонов для посадки-высадки пассажиров, иначе "перрон" или "дебаркадер". Если бы это было помещение для пения, то тогда уместно название "вокальный зал" или "вокзал".
Надуманно словарным сделано и слово "лестница", в котором звук "т" еще пятьдесят лет назад писать было ошибкой. Происхождение слова "лесница" виделось тогда от слова "лес", "лесина"(срубленный ствол без веток). Если предположить происхождение слова "лестница" от глагола "лесть"(лезть, полезть), тогда уместно было написание "лезтница". Глагольная форма действия "идти по лесу" обозначается словом "полезть", то есть "полезть по лесу", "полезть по лесине" всё равно, что "маслить масло".
Перенос ударения на ранее безударный слог ради вычурности, например: Атом - атОм, может привести в дальнейшем к возникновению слова "отом", которое непонятно о чем говорит. Если следовать слого-смысловому правописанию, то понятен смысл поговорки: «за дурною галовою и ногам нема покою».
Но вернемся к нашей теме. Советую далее статью читать со словарем В.И.Даля.
Еще один нюанс, слог следует рассматривать не как сочетание букв, но как сочетание звуков, и в этом смысле слово "слог" в статье имеет смысл "слоговый звук".
БА(БО)- слог с твердой гласной, применяется во многих словах, которым необходимо придать смысл понятий - "главенство, превосходство, божество, величие": барин, башня, баба, бакулить (краснобаять), барка, багор, баян, бомба, балон, борона, борода, бора, басня, болтать, бак, бандура, боль, батура, бог, батырь, глыба, батя.
Любопытно слово "батя". У русских есть обращение к отцу словом "тятя", развившееся от "тата", где слог "та", как будет показано ниже, обозначает "твердость". Если перед слогом "та" или "тя" произнести слог "де", со смысловым значением "действие человеком", то получится слово "дета","детя", "детятя" которое означает по смыслу "сделанный отцом". Таким образом слово "батя" по смыслу означает "большой твердый", "главный твердый". При добавлении к слову "батя" слога "не", получается слово "батяня" и само слово приобретает окраску нежности. Но об этом далее. То есть по сути корни слов существительных составлены из слогов характеризующих тот или иной объект, слогов имеющих смысл прилагательных.
БЕ(БИ)- слог с мягкой гласной, применяемый в словах по смыслу относящихся к зверю, животному: берлога, белка, бес, беля (баля), бебр (бабр), бекать, белена, бекас, берце, беркут, бегемот, бешенство, бедра, бирюк (берюк), беда (зверь сделал), бебень, битюг, барс(берс), бирье, сибирь, бизон, зубр, бечева, береза (дарево берса), бито (предмет убиения). Интересно ,что во многих индоевропейских языках слово ягода имеет корень be, аналогично корню be в слове , обозачающем зверя (beetle,beast,bear англ.).
Происхождение слова "березка" очень может быть от слова "берс", где слог "ка", называемый ныне суффиксом, означает аналогию "как", в итоге слово "березка" расшифровывается "как берс". Если подобный зверь ранее водился в среднерусских лесах, то вопрос о символике на Владимирских родовых гербах, гербе города Гомеля, Пскова, печатях Великого Новгорода исчезает. Если предположить, что барсов в Гомельских, Псковских и прочих русских лесах никогда не водилось, как утверждают зоологи, то получается, что знание об этих существах осталось в памяти народа русского от ариев, мигрировавших на Европейский континент в конце Последнего ледникового максимума из Средней Азии.
Слово "рысь" логично образуется от слова "барс" с утратой первого слога, тем более что данные животные находятся в одном семействе и занимают аналогичные места в пищевой цепи животных. Утрата первого слога "ба-" представляется логичным если учесть, что размерами рысь помельче барса.
Слово "зверь" по сути должно звучать "зберь", то есть с-соответствующий, бе-животному, рь-речью.