Форум Стебелёк
Форум Стебелёк

поэмы, поэмы муу












*Рекомендуемый автор :(в окошке) ...............................Читать ещё >>https://vk.com/public113823184
..........
Читать ещё....






                                

    Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова ((Алёна Серёгина текст

    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   в 17th Апрель 2020, 09:34

    Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова
    Алёна Серёгина
    -------------
    Эта замечательная статья была написана мною для какого-то научного сборника. 
    Язык у нее научный, а потому тупой. 
    Статья года два валялась у меня на компе, пока я сегодня не начала писать курсовик и не обнаружила сей милый документ. Так как моему научруку пох..й на мои научные письмена, 
    а миру пох..й на Летова, а статье пох..й - лежать на компе или висеть на сайте, то я решила ее поместить сюда.

    *а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта



    Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы. 
    Все вышеперечисленное, несомненно, относится  к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим  в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
    Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.

    Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше. 

    В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически  формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
    Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
    1)Мотив отчуждения.
    2)Мотив военных действий
    3)Мотив нелюбви
    4)Урбанистический мотив
    5)Мотив смерти
    И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».

    1.Мотив отчуждения, ключевой для рок-поэзии, широко распространен и в поэзии Летова (также есть в этой теме видеть влияние близких автору идей экзистенциализма).
    Мастерство быть излишним, подобно мне 
    Мастерство быть любимым, подобно петле 
    Мастерство быть глобальным; как печёное яблоко 
    Искусство вовремя уйти в сторонку 
    Искусство быть посторонним 
    Искусство быть посторонним 
    «Быть посторонним»-это типичное поведение для героя. И проблема не в том, что мир не принимает его, а проблема в том,что этот мир искусственный и сам герой, равный в данном случае автору,не войдет туда. В ряде стихотворений мир людей предстает как иллюзорный,это мир предателей-одиночек,как, например, в стихотворении «Армагеддон-попс»,разворачивающем перед нами жизнь Маяковского (о чем будет написано в другой статье):
    А хозяева жизни 
    Убежденные жители 
    По ночам помогали
    Воровать друг у друга сон 
    О бумажных цветочках 
    И проколотых мячиках 
    Новогодних открытках 
    И прочем одиночестве
    Все реалии этого мира-иллюзия: мячики-проколотые,новогодние открытки-наверняка прошлогодние, потому что это-«прочее одиночество». Сюда же включаются «леденцы на палочке», «мертвые мышата» (потому что все живое в этом мире умирает), «свалка патриархальных понятий», «использованные образы».
    Хмурили брови, 
    Менялись местами и планами,
    Ворочали колёса, хоронили урожаи
    В натруженных желудках и мозолистых умах
    Деловито увязали в паутине междометий
    Пышного многословия
    Назойливой болтовни
    Ходячие кладбища очевидных истин
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   в 17th Апрель 2020, 09:35

    Свежих новостей
    Маринованных груздей
    Горестных воспоминаний.
    («Хмурили брови»)
    Все эмоции этих людей, почти «людишек», если по Достоевскому, автором прочитываются иронично. Жизнь идет своим чередом, «по плану», жители «воруют друг у друга сон», потому что доносят и предают. 
    За открывшейся дверью - пустота
    Это значит, что кто-то пришел за тобой…

    В кладбищенской конторе выпекали гроб
    В общественной столовой пожирали хлеб 
    В трамвае пробивали проездной талон 
    В подъезде экономили электросвет 
    На стройку успевали завозить раствор 
    В больнице успевали принимать больных 
    Ну а после успевали покупать товар.
    («В кладбищенской конторе выпекали гроб»)

    Словно после тяжелой и долгой болезни 
    Я вышел под серым уютным дождем 
    Прохожие лепят меня как хотят -
    Так же как раньше - 
    Я в мятой и потной пижаме 
    Но уже без претензий на белый полет.
    («Словно после тяжелой и долгой болезни»)
    И наконец,мотив отчуждения прямо читается в одной из самых известных песен «Гражданской Обороны»:
    Пластмассовый мир победил,
    Макет оказался сильней.

    Обращая внимание на прилагательное «глобальный», нужно отметить, что образ глобализации,глобальности неоднократно употребляется в стихотворениях И.Ф. Это синоним общества потребления. В то же время это и гениальное пророчество: маловероятно,чтобы в 80х годах прослеживалась тенденция к мировой глобализации,сейчас же в мировой политике и экономике мы видим сильнейшую тенденцию стереть единоличное и втиснуть все в единые европейские рамки. (Чем не победа мирового коммунизма?)
    Несмотря на то, что победа пластмассы (обывательщины) произошла окончательно и бесповоротно, поэт не отступается от борьбы. Пожалуй, это одна из причин, почему в поэзии Летова нередки образы Александра Башлачева (самоубийство, «выпал из окна»), Владимира Маяковского , прослеживаются текстуальные связи с Яной Дягилевой (самоубийство, «пошла в воду»), и оцениваются они если не с иронией, что было бы кощунственно, но горько и отрицательно.
    Именно «летовская» картина отчуждения легла в основу современной рок-музыки в самых разных ее жанровых проявлениях, обнаруживая себя и в далеких от рок-поэзии текстах альтернативных, металлкор-групп и даже  рэп-исполнителей. 

    2. Мотив военных действий. 
    Мотив, взятый рок-поэзией из поэзии начала 20 века, в первую очередь из трагиков вроде Маяковского, безусловно, один из опознавательных знаков этой культуры. Его геналогию можно усматривать в таком социологическом и историческом феномене как «оборонное сознание».
    Образ солдата в поэзии И.Ф трагичен. Солдат или умирает полностью, или частично:
    Небо крутилось на пальце 
    На фоне окна он казался
    Фанерной мишенью на поле -
    Такой уж он был неподвижный 
    В кресле-каталке 
    Для инвалидов. 
    («Вернулся из армии»)
    В луже кровавого оптимизма
    Валяется ощущение человека в телогрейке. 
    Весело и великодушно
    Разбегаются в разные стороны
    Где пальцы, погоны, карманы...
    Ветер поднялся. 
    Стемнело.
    («Человека убили автобусом»)
    То же видим в «Отряд не заметил потери бойца», «В огне брода нет», «Они сражались за родину» и т.д
    В дверной глазок - в замочную щель 
    Гениальные мыслишки - моровые войнушки 
    Неофициальные пупы земли 
    Эмалированные части головных систем 
    Инстинктивные добровольцы 
    Во имя вселенной и хлебной корочки 
    Война, в которую втянут герой, всего лишь игрушка, «войнушка». Игра «головных систем». Добровольцы-солдаты, однако, погибают по-настоящему:
    До крови прищемить добровольные пальцы
    Погибают они за «корочку», как когда-то погибали за светлое будущее коммунизма, за дедушку Сталина и т.д. Иронию в текст вносит трансформация завершающей строки молитвы «Отче наш»:
    Во имя вселенной и хлебной корочки
    Далее, с образом войны связываются «совковые» образы, в сознании возникает яркая картинка-герб Советского Союза. Конечно, присутствует игровая словесная техника, которая вносит иронию и позволяет видеть не серп для колосьев, а, конечно, серп для людей, для «неправильных граждан», тунеядцев (кем, конечно, являлся и Летов для властей). Звуковая организация слова и ритма такова, что мы оказываемся в каком-то замкнутом пространстве текста (Большинство песен с ранних альбомов, кстати, исполняются в быстром ритме).
    Орденоносный господь победоносного мира 
    Заслуженный господь краснознамённого страха 
    Праведный праздник для правильных граждан 
    Отточенный серп для созревших колосьев
    Задается риторический вопрос, опять-близкозвучащие слова,словесная игра. 
    Так кто погиб в генеральном сраженьи 
    Кто погиб в гениальном поражении 
    За полную чашку жалости
    В сталинградской битве озверевшей похоти?
    Вопрос риторический потому, что ответ не важен. Как можно видеть в большинстве стихотворений, смерть проходит незамеченной для большинства: те же «Отряд не заметил потери бойца», «Глупый мотылек догорал на свечке», « В белом лесу никто никого не нашел», абсолютно незамечена обывателями вечерняя смерть Маяковского в «Армагеддон-Попс».
    Наградой за войну оказывается жалость. Или «сердобольный смех». Жалость причем, если сравнивать с другими текстами, не позорная, это жалость народная, берущая корни в «Евангелии»: 
    Пожалей беззвучными словами
    Своего неспасенного Христа.
    На первый взгляд может показаться, что православие оценивается автором негативно:
    Свастика веры стянула лица 
    Вавилонская азбука налипла на пальцах
    Но, только в сравнении с другими текстами и наличием точных сведений из уст самого автора о его отношении к религии, мы поймем, что перед нами сложное и неоднозначное поведение: похоже, есть два православия, одно-истинное, другое-по свастике (что недалеко от истины).

    3.Мотив нелюбви связан с двумя местами текста:
    Трогательным ножичком пытать свою плоть-самое начало.

    А свою любовь я собственноручно 
    Освободил от дальнейших неизбежных огорчений 
    Подманил ее пряником 
    Подманил ее пряником 
    .........
    И повесил на облачке, словно ребёнок 
      СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ 
      СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ 
      СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ 
      СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ.
    Перед нами две нелюбви:
    -нелюбовь как противопоставление любви
    -нелюбовь к себе, то есть к телу
    Нелюбовь как противопоставление любви бросает вызов одной из заповедей Писания: 
    Возлюби свою мерзость 
    Возлюби свою ничтожность
    ....
    («Новая правда»)
    Под любовью здесь, конечно же, имеется в виду любовь к человечеству, а не к женщине (Из 142 стихотворений из сборника «Русское поле экспериментов» лишь одно начинается про любовь к женщине, а завершается разрушением образа и сведением его к теме социальной отчужденности).
    «Насилование ботинком» и «облачко» ведет нас к Маяковскому, прежде всего к «Облаку в штанах» и «Флейте-позвоночник». У Маяковского есть и любовь к человеку, и любовь к женщине, и, напротив, нелюбовь. Образы раздавленного, стиснутого, у 


    Последний раз редактировалось: Neformal (17th Апрель 2020, 09:37), всего редактировалось 1 раз(а)
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   в 17th Апрель 2020, 09:35

    обоих авторов, удивительно похожи.
    Нелюбовь к себе, к телу, тоже возводит к Маяковскому (образ плоти как мяса у В.В), но и не только. Это еще и нечто от экзистенциализма, от вечной борьбы обывательщины с поэтом, и от библейского текста. Приведем здесь несколько выражений:
    Горящего мяса пожизненный хохот («Новая правда»), Небо цвета мяса, Потные подробности обнажённых тел» (Сквозь дыру в моей голове), Разгрызая пуповину животной инерции, Тело отдаёт молодое тепло («Заплата на заплате»), Муха отдирается от липкой бумаги , Обрывая при этом свою бесполезную плоть , Покидая при этом свою неказистую плоть («Иваново детство»), «Как в мясной избушке помирала душа».
    Это далеко не полный перечень «мяса» и «плоти». Плоть противопоставлена душе, душа должна летать: тот самый «белый полет», муха, которая отрывается от тела и т.д. Отсюда падающий самолет-ему мешает его тяжесть, он разбивается вдребезги, как падает Икар, утяжеленный своей плотью. Умершая плоть не воскреснет ни в каком случае.

    4. Урбанистический мотив представлен в нашем стихотворении «плодами просвещения». Вслед за которыми появились «кровавые мальчики» (аллюзия из «Бориса Годунова» Пушкина). В мире, где произошел технический прогресс, революция в пользу «разумного,доброго,вечного» (цитация из Некрасова Н.А), все идеально и хорошо:
    Вот и замечательно 
    Вот и превосходно 
    Всё уже обосрано 
    Можно успокоиться 
    Можно расходиться 
    Расходитесь по домам -
    все уже обосрано!
    («Все замечательно»)
    Но художнику видится не то, как человек преодолел все трудности и пришел к Золотому Веку, а как живое заменяется мертвым. Отсюда-частотные образы хтонических котят, мышат, птиц-все мертвое, находится возле человека-или в кармане, или «птички застревают кусочками в горле». Или сон, как туши убитых зверей на мясокомбинате трансформируются то ли в фрукты, то ли в оружие («Что приснилось художнику в сумасшедшем доме»). Символ наступающего города: «урбанистический хохот» из стихотворения «Лес»:
    Стой и смотри, стой и молчи
    Асфальтовый завод пожирает мой лес 
    Мое горло распёрло зондом газовых труб
    Мои лёгкие трамбуют стопудовым катком
    Стой и смотри, стой и молчи 
    Асфальтовый закон затыкает мне рот
    Социальный мазут заливает мне глаза
    Урбанический хохот в мой искусанный мозг.
    Исчезновение живого пространства движется вместе с развитием человеческой мысли. Машины-трамваи, автобусы, автоматы, несут смерть:
     «Трамвай задавит его наверняка», «Человека убили автобусом», «Автомат удавил мой смех» («Насекомые»).
    В наше время интернет-технологий и микротехники такое отношение к накапливающимся знаниям кажется очень актуальным, однако это было заявлено уже в незапамятные времена. Из ближайших соратников, повлиявших в этом плане на Летова, конечно, стоит назвать Маяковского, чьи футуристические образы выглядели скорее декадентскими.

    5. И, наконец, соединяющий все эти мотивы мотив смерти.
    Покончив с собою, уничтожить весь мир
    ПОКОНЧИТЬ С СОБОЮ - УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР!!
    ...вечность пахнет нефтью
    ...вечность пахнет нефтью
    Чтобы выключиться из мира, можно умереть. Но, насколько мы помним, по мысли Летова, это выход из борьбы. В «историческом методе пожирания сырой земли» можно обрести покой:
    Набить до отказа собой могилу 
    Что же такое наследовать землю 
    Это значит исчерпать терпение 
    Исчерпать терпение-это умереть. Все очень просто. Тут перед нами и самолет, упавший в землю, тут и
    «Яма как принцип движения к солнцу».
    В одном из интервью у поэта спросили, почему он до сих пор не закончил жизнь самоубийством.
    «Любое осмысление вызывает отстранение. Отстранение это отчуждение. Отчуждение дается перевариванием: человек что-то понимает, преодолевает какой-то уровень, и он для него отпадает. По сути это все напоминает пирамиду. Естественно, что итог — смерть на ее вершине. 
    Даже честному человеку здесь жить негоже. А нормально жить — это значит взвалить на себя такую массу всего, такую сумму греха, что можно умереть духовно очень быстро, просто, как лампочка перегорает..»
    Умирают и обыватели, душевно, и не обыватели,  кто боролся и сдался-телесно: связь с образами самоубийц очевидна.
    Новейшее средство для очистки духовок 
    От задохнувшихся по собственной воле 
    Новейшее средство для очистки верёвок 
    От скверного запах немытых шей.

    Новейшее средство-это и есть «русское поле экспериментов». Это советская реальность, которая подрезает серпами воинов, это неживое непаханное еще поле, которое даже не удобряется иными, которых «хоронили в упаковке газет».
    Мертвый машинный мир, мимикрирующий под реальность, скрыться от которого можно или в земле, или в небе-забывая тело, но лелея душу. И становится ясно, почему «вечность пахнет нефтью»-нефть рождается в земле, а земля, из которой растет семя (образ плодородной здоровой земли у поэта также встречается)  и земля, в которую потом уходят мертвые-это вечный круговорот, вечность.

    Так на примере одного стихотворения мы увидели, что представляет из себя поэзия И.Ф.Летова в ее советский период. Конечно, мы не коснулись многих важных элементов этого стихотворения-не исследовали досконально интертекст, ритмическую организацию, ту самую словесную игру, но в общем виде познакомились с этим сложным интересным поэтическим миром.

    Сообщение  



    Счётчики читателей         












    .



    мой сотовый телефон для связи 8-906-517-18-59
    .
    --------------------------------------------------