Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова
Алёна Серёгина
-------------
Эта замечательная статья была написана мною для какого-то научного сборника.
Язык у нее научный, а потому тупой.
Статья года два валялась у меня на компе, пока я сегодня не начала писать курсовик и не обнаружила сей милый документ. Так как моему научруку пох..й на мои научные письмена,
а миру пох..й на Летова, а статье пох..й - лежать на компе или висеть на сайте, то я решила ее поместить сюда.
*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта
Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.
Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.
В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».
1.Мотив отчуждения, ключевой для рок-поэзии, широко распространен и в поэзии Летова (также есть в этой теме видеть влияние близких автору идей экзистенциализма).
Мастерство быть излишним, подобно мне
Мастерство быть любимым, подобно петле
Мастерство быть глобальным; как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним
«Быть посторонним»-это типичное поведение для героя. И проблема не в том, что мир не принимает его, а проблема в том,что этот мир искусственный и сам герой, равный в данном случае автору,не войдет туда. В ряде стихотворений мир людей предстает как иллюзорный,это мир предателей-одиночек,как, например, в стихотворении «Армагеддон-попс»,разворачивающем перед нами жизнь Маяковского (о чем будет написано в другой статье):
А хозяева жизни
Убежденные жители
По ночам помогали
Воровать друг у друга сон
О бумажных цветочках
И проколотых мячиках
Новогодних открытках
И прочем одиночестве
Все реалии этого мира-иллюзия: мячики-проколотые,новогодние открытки-наверняка прошлогодние, потому что это-«прочее одиночество». Сюда же включаются «леденцы на палочке», «мертвые мышата» (потому что все живое в этом мире умирает), «свалка патриархальных понятий», «использованные образы».
Хмурили брови,
Менялись местами и планами,
Ворочали колёса, хоронили урожаи
В натруженных желудках и мозолистых умах
Деловито увязали в паутине междометий
Пышного многословия
Назойливой болтовни
Ходячие кладбища очевидных истин
Алёна Серёгина
-------------
Эта замечательная статья была написана мною для какого-то научного сборника.
Язык у нее научный, а потому тупой.
Статья года два валялась у меня на компе, пока я сегодня не начала писать курсовик и не обнаружила сей милый документ. Так как моему научруку пох..й на мои научные письмена,
а миру пох..й на Летова, а статье пох..й - лежать на компе или висеть на сайте, то я решила ее поместить сюда.
*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта
Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.
Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.
В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».
1.Мотив отчуждения, ключевой для рок-поэзии, широко распространен и в поэзии Летова (также есть в этой теме видеть влияние близких автору идей экзистенциализма).
Мастерство быть излишним, подобно мне
Мастерство быть любимым, подобно петле
Мастерство быть глобальным; как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним
«Быть посторонним»-это типичное поведение для героя. И проблема не в том, что мир не принимает его, а проблема в том,что этот мир искусственный и сам герой, равный в данном случае автору,не войдет туда. В ряде стихотворений мир людей предстает как иллюзорный,это мир предателей-одиночек,как, например, в стихотворении «Армагеддон-попс»,разворачивающем перед нами жизнь Маяковского (о чем будет написано в другой статье):
А хозяева жизни
Убежденные жители
По ночам помогали
Воровать друг у друга сон
О бумажных цветочках
И проколотых мячиках
Новогодних открытках
И прочем одиночестве
Все реалии этого мира-иллюзия: мячики-проколотые,новогодние открытки-наверняка прошлогодние, потому что это-«прочее одиночество». Сюда же включаются «леденцы на палочке», «мертвые мышата» (потому что все живое в этом мире умирает), «свалка патриархальных понятий», «использованные образы».
Хмурили брови,
Менялись местами и планами,
Ворочали колёса, хоронили урожаи
В натруженных желудках и мозолистых умах
Деловито увязали в паутине междометий
Пышного многословия
Назойливой болтовни
Ходячие кладбища очевидных истин
Последний раз редактировалось: Neformal (2nd Июль 2021, 09:25), всего редактировалось 1 раз(а)