Форум Стебелёк
Форум Стебелёк

поэмы, поэмы муу









*Рекомендуемый автор :(в окошке) ...............................Читать ещё...

..........
Читать ещё....






                                

    Появится ли в России интеллектуальная элита? :((Юрий Зеленецкий

    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2020, 06:42

    https://proza.ru/avtor/peare

    В наш век слепцам безумцы вожаки.

                                    В.Шекспир



    Безусловно, было бы замечательно, если бы интеллектуальная элита поскорее появилась хоть в какой-нибудь стране мира. Но автор этой заметки русский и живет в России, а потому, естественно, ему хотелось бы, чтобы первой страной, в которой бы такая элита появилась, была именно Россия.
    Кроме того, только у русского народа есть качество, без которого появление такой элиты абсолютно невозможно, — самокритичность. Уже многие века только русские до всего мира доводят понимание: «Русский мужик задним умом силен». С конца ХХ века русские всему миру доказывают, что эта пословица касается не только какого-то конкретного «русского мужика», но и страны в целом, делающей былью сказку о Буратино. С этого же времени только русские признали то, что в никакой другой стране мира до сих пор не хотят признавать: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Хотя именно по этой максиме идет развитие всех без исключения стран мира и мира в целом.
    Конечно, всему свое время. Возможно, русским надо еще раз убедиться, что «как всегда» неизбежно закончится и нынешний этап развития России. Но, в принципе, уже сейчас можно было бы увидеть, что нынешняя неспособность людей переломить ход развития, заключается именно неспособности людей понять, какой должна быть интеллектуальная элита, в том числе в России.
    Как известно, элита — это люди, способные делать то, что не способны делать все остальные люди. И уже тысячелетия известно, что способны делать люди, являющиеся интеллектуальной элитой общества.

    Носятся вечно по ветру людей молодых помышленья, побужденья;
    Если ж участвует старец, то смотрит вперед и назад он.

    Гомер

    Каждому своя честь:
    Неисчетны людские доблести;
    Но одна между ними — первая:
    Правя тем, что в твоих руках,
    Правыми путеводствоваться мыслями.

    Вакхилид

    Несколько выбивается из этого ряда самый выдающийся представитель интеллектуальный элиты мира английский мыслитель В.Шекспир, полагавший, что такой, как он написал в «Гамлете», «божественной способностью» может овладеть каждый человек:

    Есть в жизни всех людей порядок некий,
    Что прошлых дней природу раскрывает.
    Поняв его, предвидеть может каждый,
    С ближайшей целью, грядущий ход
    Событий, что еще не родились,
    Но в недрах настоящего таятся,
    Как семена, зародыши вещей.
    Их высидит и вырастит их время.
    И непреложность этого закона…

    В принципе-то это так. Каждый здоровый здравомыслящий человек может делать и видеть открытые другими выводы из со времен Гомера известной истины взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей. Но только единицы и только через несколько веков способны понять, что указанная взаимосвязь является вечной истиной, лежащей в основе закономерных «правых мыслей», позволяющих предвидеть закономерный конец «помышлений, побуждений» незрелых людей. «Добром не кончишь, если начал худо» (В.Шекспир).
    Именно потому, что подобного понимания среди людей вообще нет, даже нынешняя элита совершенно не способна «видеть», что нынешнее состояние общества в любой стране мира не может быть высшим и конечным этапом развития этого общества.

    Когда я вижу, что во всем, что растет,
    Совершенство является только кратким моментом…

    В.Шекспир

    Хотя, если подобных Гомеру, Конфуцию, Вакхилиду, Насими и Шекспиру людей уже не появится в обществе, нынешний этап его развития вполне может стать конечным. «Если рост прекратился, близится конец» (Сенека). При этом, даже не входящему в состав мировой интеллектуальной элиты Аристотелю было ясно, что развитие науки и в подобных нынешним условиях, только ускорит этот конец. «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».
    И уже отсюда, хотя есть более точный и близкий пример одного выдающегося российского политика, следует, что тем более не могут быть в составе интеллектуальной элиты люди, которых вопрос нравственности на деле не касается ни с какого бока. «Когда ясно выяснено, что есть истинно нравственность, все остальное станет ясным» (Конфуций).
    Впрочем, до известного недавнего времени, в России всегда было достаточно людей, не забывающих о нравственности: «Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство» (Ф.М.Достоевский). «Не забывай долга — это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет» (А.Блок).
    Именно потому, что в остальном мире уже давно забыли подобные же слова, сказанные задолго до приведенных слов наших соотечественников, там уже начался шабаш этого самого «свинства» и угасает подлинная человеческая жизнь и мысль. И никакая их элита уже не способна этим процессам противостоять, потому что на деле и там нет никакой интеллектуальной элиты.
    И поэтому нашей будущей интеллектуальной элите надо только своевременно понять, в чем состоит величайший ее, нравственный долг, «бедному уму» остальной части мира до сих пор не понятный.

    С достоинством твоим, моя любовь,
    Мой долг по-рабски крепко связан.
    Его свидетельство я посылаю вновь:
    Не ум, а долг свой показать обязан.


    Долг так велик, что бедный ум
    Не может описать его значенье:
    Хочу вложить в основу твоих дум
    Твое же о себе благое самомненье.

    В.Шекспир

    Кстати, этот пример показывает еще и то, что ядром будущей интеллектуальной элиты России должны стать именно поэты. «Только поэт является по-настоящему человеком, и по сравнению с ним наилучший философ — карикатура» (Ф.Шиллер). Ведь ни один философ до сих пор не способен понять, что одним из выводов из истины связи времен является закон отрицания отрицания, в том числе нынешних интеллектуальных «элит».


    Последний раз редактировалось: Neformal (13th Июнь 2020, 16:22), всего редактировалось 2 раз(а)
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2020, 06:44

    Появится ли в России интеллектуальная элита? :((Юрий Зеленецкий 4470
    Наша интеллектуальная элита. Гордость
    Маргарита Бескубская
    Булат Окуджава за кулисами ВТО после своего авторского вечера. Слева направо: Владислав Стржельчик, Георгий Товстоногов, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава и неизвестные.


    9 мая 1924 года родился участник Великой Отечественной войны, основоположник современной авторской песни, любимый поэт, прозаик и киносценарист БУЛАТ ОКУДЖАВА

    Давайте понимать друг друга с полуслова,
    чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
    Давайте жить, во всём друг другу потакая, –
    тем более что жизнь короткая такая.


    Острова (д/ф) - Виноградная косточка - Давайте восклицать - До свидания, мальчики - Ваше благородие - Старая солдатская песня - Здесь птицы не поют - Живописцы, окуните ваши кисти - Музыкант - Молитва Франсуа Вийона


    Последний раз редактировалось: Neformal (13th Июнь 2020, 16:23), всего редактировалось 1 раз(а)
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2020, 06:45

    Элита элите рознь. Эссе
    Владимир Юденко Избранное
           Кризис морали порождает экономический хаос, который только увеличивает энтропию и никоим образом не способствует развитию цивилизации и процветанию общества.

           Бизнес элита из-за своего младенческого возраста не стала интеллектуальной, что породило много ошибок в сфере управления, планирования, контроля и регулирования.
           Интеллектуальная элита не предотвратила нежелательный ход событий из-за своей крайней малочисленности, разобщённости и замкнутости, основанной на самодостаточности.
           Властной элиты – вообще как таковой  пока у нас не существует. По понятной всем причине.

           Поскольку выращивание гениев показало полную несостоятельность, то напрашивается вывод о необходимости раннего выявления одарённых и талантливых, с целью их отдельного, ускоренного обучения, что увеличит срок их творческой самоотдачи. Штучный людской ресурс интеллектуалов следует использовать весь и с максимальной загрузкой. Иную деятельность ответственных чиновников целесообразнее отнести к преступной бездеятельности соотносительно к соблюдению государственных интересов.
           Всё это позволит избежать малых и больших кризисов; на порядок, а то и на два уменьшит число ошибок в моменты принятия политических и экономических решений, а также во время их практической реализации.

           В современном мире становится крайне опасным для всего общества и для любого государства – содержать в верхнем эшелоне власти и управления неуравновешенных, недальновидных, неадекватных, жестоких (даже к своему народу) персон с ярко выраженными проблемами по линии интеллекта и морали.
           Тем более необходимо консолидировать, как правило, народ, сильно разделённый по имущественному признаку. В заключение приведу своё краткое стихотворение на эту тему.

    О РАБСТВЕ И БРАТСТВЕ

    Бедняк – раб бедности, 
    богатый – раб богатства.
    И никакого между ними братства.
    А счастлив с незапамятных времён –
    тот, кто талантом щедро одарён.

    2010 


           Невиданные для всего цивилизованного мира погромы в совсем недавно благополучной столице - показали полную несостоятельность власти.
           Несколько дней в Лондоне тысячные толпы громили, грабили и поджигали всё, что не могло противостоять. И это там, где властная элита казалось бы имеет вековые традиции.
           Причина - недальновидность и неадекватная беспомощность власти, допустившей несоразмерное социальное расслоение общества.


    Последний раз редактировалось: Neformal (13th Июнь 2020, 16:25), всего редактировалось 1 раз(а)
    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   1st Июнь 2020, 06:45

    Леонид Радзиховский. Разборки с Гоголем
    Шиваз : литературный дневник
    Леонид Радзиховский

    РАЗБОРКИ С ГОГОЛЕМ

    До поры до времени (то есть почти до 1950–1960-х, до наступления эры политкорректности, кстати, эры далеко не самой плодотворной для искусства!) почти все европейские интеллектуалы, как минимум, вполне толерантно относились к антисемитизму. Его активных противников так же трудно найти среди великих писателей, философов и т. д., как сегодня трудно найти его активных сторонников. Убежденных антисемитов куда больше — Достоевский, Вольтер, Вагнер, Маркс (правда, «мы их ценим не только за это»). Что касается 99% писателей и мыслителей, то они были абсолютно равнодушны к еврейскому вопросу, который их никаким боком не задевал, и уж точно не испытывали ни малейшего сочувствия к евреям, не считали, что их угнетают, да и вообще — «что нам до них?».

    Все это лишний раз доказывает, что «интеллектуальная элита» всегда — как тогда, так и сейчас — самые обычные люди. Они хоть и формируют «дух времени» (или являются его проводниками), но прежде всего сами следуют этому духу. Распространен антисемитизм — и они более или менее антисемиты, распространена национальная толерантность — и они более или менее толерантны. Как, собственно, ведем себя и мы с вами, уважаемые читатели «ЕС», во всем, что нас прямо не касается. «К чему бесплодно спорить с веком? Обычай — деспот меж людей», — писал абсолютно безразличный к «еврейскому вопросу» Пушкин, впрочем, сказавший (для рифмы, наверное): «Будь жид — и это не беда».

    Однако есть антисемитизм и антисемитизм. Да, пасквиль на евреев написал Диккенс (Феджин в «Оливере Твисте»), но, по крайней мере, он не занимался рассуждениями о «всемирном еврейском заговоре» в стиле Достоевского или проклятиями в адрес евреев и прямыми нацистскими призывами а-ля Вагнер.

    Какое место на шкале юдофобии занимает Гоголь, 200-летие рождения которого мы отмечаем?

    Гоголь — единственный (насколько мне известно) писатель, сочувственно, поэтически описавший еврейский погром. Сочувствие, понятно, относится к убийцам и грабителям — казакам, а не к убитым и ограбленным евреям.

    Другие писатели, при всем своем антисемитизме, таких сюжетов как-то избегали. Как ведет себя обычный антисемит? Он долго расписывает какие плохие евреи, подталкивает читателя к мысли «бей их!», но сам ее вслух не произносит и скромненько отходит в сторону. Мол, а я что — я ничего. Ни к чему не призываю…

    А Гоголь без ложной скромности описал погром в «Тарасе Бульбе». Весьма поучительное описание!

    Повод к погрому такой: «уже церкви святые теперь не наши. Теперь у жидов они на аренде. И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя. Уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз». Верно, ровно с такого подстрекательства (странно, что он еще не помянул кровавый навет) и начинались погромы. Гоголь, правда, забыл сказать, что все это ложь от начала до конца — и читатель, разумеется, уверен, что это правда!

    «Жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны (Днепра. — Л. Р.). Жалкий крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе». Читатель — даже не самый «суровый» — тоже от души смеется, поощряемый Гоголем...

    «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса», — это, разумеется, не про погром, а про пытки, которым поляки подвергали Остапа Бульбу. Утопление же «жидов» выглядит, конечно, не как подвиг, даже не как справедливая месть, вообще не как массовое убийство, а просто как смешное приключение — вроде тех эпизодов в комедиях, когда кто-то нелепо падает, задрав ноги, или в кого-то летит торт. (Правда, и тут Гоголь малость приврал — забыл, что казаки не только «топили», но и на куски резали, не только мужчин, но и женщин, детей, а заодно еще и грабили от души…)

    «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

    Но эти «проникающие слова», переведенные с еврейского, относятся не к «жидам», которых весело топят, а к Акакию Акакиевичу, которого толкают под руку, когда он переписывает бумаги.

    Что же — Гоголь такой убежденный антисемит-погромщик? Если Вагнер лишь призывал к убийству евреев, то Гоголь убийства воспел?

    Да нет…

    Янкель — один из центральных персонажей «Тараса Бульбы», и хоть его никак не назовешь Санчо Пансой (как и Тарас не слишком похож на Дон Кихота), но это, как ни странно, — верный спутник: «как нянька, вздыхая, побрел вслед за ним» (за Тарасом). Нет, разумеется, доброго слова Гоголь, как и Тарас, для Янкеля не нашел, но в целом он все-таки «комический персонаж на службе героя» и при этом — не предатель! Кстати, Вальтер Скотт, которому в «Тарасе Бульбе» довольно рабски подражает Гоголь, тоже описывал евреев — но с большим сочувствием («прекрасная Ребекка» в «Айвенго» и даже ее ростовщик-отец). Только здесь Гоголь не подражает Скотту…

    Самого Тараса юдофобом не назовешь: он не ненавидит евреев (Янкеля спас), просто презирает, и при этом «дивится бойкой жидовской натуре».

    В чем же дело? Ответ прост: Тарас (Гоголь) не считает евреев людьми. Они не люди — они функция, социальная роль. Какая роль? мошенники. Комичные-опасные-трусливые… И не более.

    Да, в России начала XIX века к евреям относились ровно так (а некоторые люди и сегодня живут в XIX веке). Более того, любое сочувствие считалось бы «неблагонадежным» — противоречило государственному антисемитизму. Неблагонадежным Го­голь не был ни в чем, а уж тем более в еврейском вопросе. В соответствии с этим пре­зри­тель­но-иро­ни­че­ским взглядом и сам погром приобрел характер эдакого водевильчика (примерно так «отрывают голову» конферансье в «Мастере и Маргарите» — легко и со смехом).

    Вот таким и было отношение к евреям у тончайших гуманистов 200 лет назад.

    «ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №12 (430), 2009 г.

    http://www.e-slovo.ru

    Сообщение  



    Счётчики читателей         












    .



    мой сотовый телефон для связи 8-906-517-18-59
    .
    --------------------------------------------------