Форум Стебелёк
Форум Стебелёк

поэмы, поэмы муу









*Рекомендуемый автор :(в окошке) ...............................Читать ещё...

..........
Читать ещё....






                                

    Пушкин, Сумароков, далее, далее... ((Соколов Юрий Михайлович

    Admin

    Работа/Хоббистихи ру, вк, вконтакте

    Сообщение   в 29th Август 2020, 20:40

    Пушкин, Сумароков, далее, далее...
    Соколов Юрий Михайлович
    Проснулся в каком-то таком нездоровом поту и вселенском, знаете ли, хаосе. Звучат нелепые слова, им отвечают такие же. Ну, с хаосом-то я быстро разобрался, уже на второй просветы появились, а после третьей все выстроились в стройные шеренги и подбежал старшой с докладом:" Разрешите выполнять!" Я разрешил, а сам стал вспоминать, куда же меня вчера заносило... Помню какие-то обрывки из Пикуля, Сумарокова, Ломоносова, Бушкова и, даже, что-то о полкy Игореве! Хаос же, что хотите? Я за Пушкина схватился, этот всяко спасёт, а потом и дальше пошёл. Бог мой, какие бездны... Что-то вот вспомнилось:" Еще в воинском уставе, сочиненном Петром Великим, наличествовали безапелляционные словеса: "Никакой офицер, ни солдат не может оправдаться, хотя бы с ним от фельдмаршала и генерала непристойным образом поступлено будет, и ему от них некоторым образом оскорбление славы учинится. Ибо почтение генеральству всеконечно и весьма имеет ненарушимо быть". Когда я вынырнул из этой бездны, почему-то подумалось:" Вот без шкатулки Божова переживём, даже без царя Салтана с Балдой управимся, а вот без пушкинского языка где были бы? Я уже успокоился и, на трансформированном к Армии языке, подчинённым Хаоса приказал:" Яму копать от меня и до обеда. А размеры и направление - показал руками! Ибо хоть и в запасе, но офицер! А это - обязывает!

    24.3.2015




    Пушкин, Сумароков, далее, далее... ((Соколов Юрий Михайлович 17-1779
    Творчество А. П. Сумарокова
    Алексей Анатольевич Карелин
    https://www.facebook.com/Literaturovedenie





    ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ 
    Им. А.М. ГОРЬКОГО
















    Контрольная работа по дисциплине
    «Русская литература XVIII века»
    «Творчество А.П.Сумарокова».

         




    Выполнил студент 1 курса Карелин Алексей Анатольевич.














    Москва 2004 г





    .


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1.   ЭПИГРАФ……………………………………………………………………………Стр.   4
    2.    ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………………………… ..Стр.   5
    3.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….... ………. Стр. 6
    3.1. ЖИЗНЕННЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ А. П. СУМАРОКОВА……………..Стр.7
    3.2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА 
           СУМАРОКОВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЕГО ЖИЗНИ ……………………………….Стр 10
    3.3. ЛИТЕРАТУРНАЯ     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………………………Стр. 11
    3.4. САТИРЫ СУМАРОКОВА…………………………………………………………  Стр. 13
    3.5. ПРИТЧИ И БАСНИ СУМАРОКОВА…………………………………………….   Стр. 15
    3.6. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СУМАРОКОВА………………………………….   Стр. 20
    3.7. ПОЭЗИЯ СУМАРОКОВА…………………………………………………………. Стр. 21
    3.7.1. ЭКЛОГИ СУМАРОКОВА……………………………………………................  Стр. 22
    3.7.2. ЭЛЕГИИ ………………………………………………………………………….  Стр.24
    3.7.3. ОДЫ СУМАРОКОВА…………………………………………………………… .Стр. 25
    3.8. ЭВАЛЮЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СУМАРОКОВА………………………………... Стр. 30
    3.9. СТИХИЙНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗГОВОРНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ СУМАРОКОВА……………………………………………………….  Стр. 31
    3.10. ТРАГЕДИИ СУМАРОКОВА…………………………………………………….. Стр.35
    3.11.  КОМЕДИИ СУМАРОКОВА…………………………………………………….. Стр. 39
    3.12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА НА ТВОРЧЕСТВА СУМАРОКОВА ………………  Стр. 42
    4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….  Стр. 43
    4.4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………  Стр. 44
    5. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………. ………………   Стр. 46



    3
















    СУМАРОКОВ Александр Петрович
    (1717 - 1774)






    1.ЭПИГРАФ
                  
    УЧИТЕЛЬ  ПОЭЗИИ

    Для рифмотворства
    Потребно множество проворства,
    И рифме завсегда хорошей должно быть,
    Иль должно при стихах совсем ее забыть.
    То можно доказати ясно:
    О страсти некто пел,
    В которой он кипел,
    И думаючи, мня на рифмах петь согласно.
    Любезная ему с усмешкой говорила
    И будто как журила:
    "Ты жарко в холоде к любви поешь маня,
    А если станешь ты и впрямь любить меня,
    Так рифмы позабудешь
    И о любви вещать ты рифмами не будешь".
    С поэзией любви судьба не разлучила,
    Любовь
    Воспламеняет кровь
    И многих жаром сим стихи слагать учила.
    А я скажу, что часто ведь и той
    Любовь дорогой рыщет.
    Разумный красотой
    Скоряе всех певцов хорошу рифму сыщет,
    Не станет, он худые рифмы класть,
    Любви и стихотворства сласть
    Имеет над певцом неразделиму власть.

    [Сумароков А. П.: Учитель поэзии, С. 2 и далее. Русская Поэзия, С. 36792 (ср. Сумароков: Избр., С. 244 Словарь)]






    2.ВСТУПЛЕНИЕ



         СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717 - 1774). (Обычно приводимая дата — 1718 год — неверна. Сам Сумароков указал 1717 год),
     Русский писатель, один из видных представителей классицизма.
          Родился в дворянской семье и получил домашнее образование, с 14 лет учился в Сухопутном шляхетном корпусе, где написал свои первые произведения, подражая французским поэтам-классицистам и Тредьяковскому. Сочиненные Сумароковым в это время сентиментальные песни были положены на музыку и имели большой успех. К этому же времени относятся и первые его драматические опыты. По окончании ученья поступил на службу в военную канцелярию, служба предоставила ему возможность бывать в высшем обществе столицы и привела к знакомству с наиболее выдающимися людьми того времени.
          В 1747 году была напечатана трагедия "Хорев". Ее успех оказал большое влияние на основание постоянного русского театра. Приглашению в Петербург ярославской труппы предшествовала постановка пьес Сумарокова в корпусе и во дворце в 1750-51 гг., причем ролиисполнялись кадетами. Существование театра было упрочено указом Екатерины II сенату в 1756 г., а Сумароков назначен его директором. Продолжая работать для театра, он в тоже время писал многочисленные оды, элегии, басни, сатиры, притчи, эклоги, мадригалы, критические статьи и т. д. В 1759 г. Сумароков основал журнал "Трудолюбивая пчела".
          В 1755 г. Сумароков поставил на сцене первую русскую оперу: "Цефал и Прокриса". Начиная с 1758 г. он пишет трагедии на национально-исторические темы: "Ярополк и Димиза", "Вышеслав" (1768), "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774), а также многочисленные комедии. О быстроте, с которой он создавал свои произведения, можно судить по пометкам на комедии "Трессотиниус": "зачата 12 января 1750 г., окончена января 13-го 1750".
     
         
     

    (ХЕРАСКОВ М.М)

    Крайне самолюбивый и упрямый характер Сумарокова часто приводил к ссорам и конфликтам с другими литераторами: Ломоносов и Тредьяковский писали на него многочисленные эпиграммы, а он, с своей стороны, пародировал в одах высокопарные строфы Ломоносова, а Тредьяковского изобразил в 


     

    (В.И. МАЙКОВ)



    "Трессотиниусе", в лице тупого педанта, читающего неуклюжие и смешные стихи, от которых все бегут.      
         Друзьями и почитателями таланта Сумарокова были Херасков, В. И. Майков и Княжнин. Последние годы жизни Сумарокова были омрачены периодами тяжкого запоя и крайней бедностью. Он умер в Москве и похоронен в Донском монастыре.



     
    (КНЯЖНИН) 

     






    3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
       

    3.1. ЖИЗНЕННЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ А. П. СУМАРОКОВА
        
        В 1781 году в издании Н. И. Новикова вышло «Полное собрание всех сочинений А. П. Сумарокова»; к первой части его был приложен портрет писателя со стихотворной «надписью», сочиненной одним из крупнейших тогдашних русских поэтов, М. М. Херасковым:
    Изображается потомству Сумароков,
    Парящий, пламенный и нежный сей творец,
    Который сам собой достиг Пермесских токов,
    Ему Расин поднёс и Лафонтен венец.
        В этой «надписи» — своего рода литературно-критическом жанре тогдашней поэзии — Херасков подвел итог поэтическому вкладу незадолго до того умершего Сумарокова. Подобно своим современникам, Херасков особенно ценил трагедии Сумарокова (отсюда
        упоминание Расина) и его басни (отсюда Лафонтен); эпитет «парящий» имел виду оды, «пламенный» — сатиры и «нежный» — элегии и эклоги Сумарокова. Слова «сам собой достиг Пермесских токов» подтверждали постоянные, но тем не менее неосновательные притязания Сумарокова на то, что его творчество возникло независимо от поэзии Тредиаковского и Ломоносова.
        Успех первого «Полного собрания всех сочинений» Сумарокова был велик: через пять-шесть лет понадобилось второе издание.
        Но прошло около полувека. К этому времени имя Сумарокова было предано забвению. Не сохранилось ни памятника, ни ограды над могилой одного из крупнейших русских 
        писателей XVIII века. Если и вспоминали о нем в 1820-1830 годах, то только для того, чтобы повторять традиционные суждения о Сумарокове как о писателе совершенно ничтожном. В 1840 году было опубликовано послание Пушкина «К Жуковскому», написанное в 1816 году, но не печатавшееся при жизни поэта. С тех пор приобрел особенную популярность отзыв Пушкина о Сумарокове:
    Но кто другой, в дыму безумного куренья,
    Стоит среди толпы друзей непросвещенья?
    Торжественной хвалы к нему несется шум:
    Он, он под рифмою попрал и вкус и ум;
    Ты ль это, слабое дитя чужих уроков,
    Завистливый гордец, холодный Сумароков,
    Без силы, без огня, с посредственным умом,
    Предрассуждениям обязанный венцом
    И с Пинда сброшенный и проклятый Расином?
    Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
    Ему ль оспоривать тот лавровый венец,
    В котором возблистал бессмертный наш певец,
    Веселье россиян, полунощное диво?..
    Нет! в тихой Лете он потонет молчаливо,
    Уж на челе его забвения печать,
    Предбудущим векам что мог он передать?
    Страшилась грация цинической свирели,
    И персты грубые на лире костенели...
        И хотя позднее Пушкин несколько смягчил свою суровую характеристику Сумарокова, общая отрицательная оценка этого писателя долгое время оставалась неизменной.
        Разделял ее в начале своей литературной деятельности и В. Г. Белинский, однако по мере того, как окончательно складывались его историко-литературные взгляды, менялась и его оценка историко-литературных заслуг Сумарокова.
        В одной из рецензий последнего периода своей литературной деятельности Белинский писал: «Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру унижаем нашим временем. Мы находим, что как ни сильно ошибались современники Сумарокова в его гениальности и несомненности его прав на бессмертие, но они были к нему справедливее, нежели потомство. Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время».
    Давая подобную оценку Сумарокову, Белинский вместе с тем неоднократно подчеркивал мысль об историческом, а не художественном значении его творчества.
        Действительно, не для своих современников, а для потомства, в частности для советского читателя, поэтическая деятельность Сумарокова представляет интерес исторический, являясь свидетельством того, как формировалась русская поэзия в ранний период своего развития, какие общественные задачи она решала, какими эстетическими принципами она руководствовалась. 
        Поэзия Сумарокова представляет для нас интерес еще и с той стороны, что, будучи безусловно явлением дворянской культуры, откровенно преследовавшим цель упрочить позиции дворянства как господствующего класса, — эта поэзия в своей сатирической, критической части оказалась в определенной мере фактом общественно положительным. Не случайно, конечно, что и Белинский, и Чернышевский, и Добролюбов ценили Сумарокова главным образом в качестве сатирика. Однако его литературная деятельность имела гораздо более широкое значение.
        Жизнь и литературное творчество Сумарокова совпали с расцветом крепостнического строя в России. Сумароков застал еще последние годы царствования Петра I, а умер через несколько лет после подавления восстания Пугачева. Таким образом, годы его Жизни приходятся на время окончательного оформления в России «чиновничьи-дворянской монархии XVIII века».
        Петровские преобразования, предпринятые в интересах дворянства, несмотря на свою классовую направленность, сыграли большую прогрессивную роль в истории России в целом. Была создана сильная, Дисциплинированная армия, быстро вырос могучий флот,было положено основание отечественной промышленности, приводились в порядок пути сообщения, развивалась торговля.
        В результате сформировалось мощное, обороноспособное государство, которому уже не были страшны его недоброжелательные соседи — Швеция на северо-западе, Пруссия и Польша на западе, Турция — на юге; Россия заняла подобающее ее экономической и политической мощи место среди европейских великих держав.
        Окончательное закрепление при Петре I за дворянами поместий, которые ранее давались им государством лишь во временное владение, способствовало упрочению паразитического класса помещиков. 
         Дворянское правительство постепенно узаконило неограниченные права помещиков над личностью и имуществом крепостных. После смерти Петра I, с момента возведения на престол Екатерины I (1725), дворянство всячески продолжало укреплять свои классовые позиции, добиваясь расширения своих сословных привилегий и усиления власти над крепостными, как утвержденной законами, так и еще больше складывавшейся на практике. Обязательная при Петре бессрочная служба для дворян была при Анне Иоанновне сокращена до 25 лет, при Елизавете фактически свелась к 10-12 годам, а при Петре III и Екатерине II, в результате издания манифестов «О вольности дворянской», и вовсе отменена.
        Быстрое развитие русского государства при Петре и его преемниках было возможно только в связи с чрезвычайной, все усиливавшейся эксплуатацией крепостного крестьянства как дворянским государством, так и владельцами крепостных — помещиками.
        В течение царствования Петра I крепостное крестьянство в разных формах проявляло свое недовольство подобным усилением эксплуатации. В центральной части страны, где было сосредоточено много правительственных войск, протест крестьян не мог выливаться в волнения или восстания. Свое недовольство крепостные проявляли в форме побегов от помещиков, и Петру не раз приходилось издавать указы о поимке беглых и возврате их помещикам.
        После смерти Петра I положение крепостных крестьян продолжало ухудшаться. Согласно исследованиям историков, побеги крепостных от помещиков участились в это время в высшей степени. В 1750-х годах имели место и волнения крестьян как помещичьих, так и, в особенности, монастырских. Но особенно ухудшилось положение крепостного крестьянства в конце царствования Елизаветы и в первые годы после захвата престола Екатериной II. К старым формам проявления протеста — побегам и волнениям — крестьяне присоединили новые — убийства помещиков. Сама Екатерина II в замечаниях по поводу одного из произведений Сумарокова середины 1760-х годов против утверждения поэта, что «ныне помещики живут покойно в вотчинах», иронически писала: «и бывают зарезаны отчасти от своих». На «русском» языке императрицы это означало, что крепостные часто убивают помещиков.
        Наконец, в 1773—1775 годах разразилось самое крупное крестьянское восстание в крепостной России — крестьянская война, возглавлявшаяся Пугачевым. Она охватила огромную территорию и большие массы крепостных. Одержанные Пугачевым победы всколыхнули крестьян и других частей страны. Это вынудило правительство Екатерины любою ценой подавить восстание крепостных.

        Создание «чиновничьи-дворянской монархии» при Петре I сопровождалось заметным изменением бытового уклада высших и отчасти средних слоев дворянства. Уже при Петре в среде придворного дворянства появляются признаки тяготения к роскоши, требования царя застраивать новую столицу и заселять ее приводили к большим расходам у столичных жителей.
        Наряду с дорогостоящими модами в одежде, обуви, каретах, домашнем убранстве, в Петербурге, а затем и Москве появляется мода посещать кофейни, рестораны, разные виды зрелищ. Каждый вельможа считал себя обязанным иметь своего «выписного» (заграничного) повара. Уже в первой четверти XVIII века началось увлечение карточными играми, чрезвычайно быстро распространявшееся и приводившее к разорению дворянских семейств.
        В дальнейшем жизнь в России и в особенности в Петербурге становилась все дороже, «город» (то есть Петербург в первую очередь) превращался в какое-то враждебное дворянину-помещику явление, связанное, по его понятию, с утратой простых нравов, честности, искренности, преданности, любви и пр.
        Роскошь придворной и столичной жизни при Елизавете и Екатерине приняла такие формы, что против нее в разной форме стали выступать разные писатели. О «несытой алчбе имения и власти» неоднократно говорил Ломоносов. Реакционный дворянский писатель кн. М. М. Щербатов написал не лишенный интереса памфлет «О повреждении нравов в России». Тема «денег», «богатства», «золота», «золотого века», «стяжательства», «алчбы имения и власти», «скупости», «мотовства» стала одной из самых актуальных.
        Потребность дворян в деньгах, необходимых для поддержания принятого в столичном кругу уровня жизни, привела к появлению в Петербурге большого количества ростовщиков, бравших громадные проценты. Появляются тогда и откупщики, большей частью богатые купцы, но нередко и дворяне. Рост населения городов, в особенности Петербурга, вызывал повышение цен на предметы питания, и чиновники («подьячие»), не имевшие возможности прожить на свое жалованье, сделали взятки основным источником своего существования: многие из чиновников быстро богатели, покупали имения разорявшихся помещиков, становились новыми дворянами. На общественную поверхность всплывали ранее никому не ведомые имена. Особенно много таких выскочек появилось по мере усиления при Елизавете и Екатерине фаворитизма, когда кратковременный любовник («фаворит») императрицы спешил за счет государства обогатить себя и своих родственников.


    Счётчики читателей         












    .



    мой сотовый телефон для связи 8-906-517-18-59
    .
    --------------------------------------------------